4. Особенности исполнения поручений клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами, на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами

4.1. Если иное не предусмотрено пунктами 4.5 - 4.6 Базового стандарта, клиентам, не являющимся квалифицированными инвесторами, до принятия от них поручений на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предоставляется следующая информация:

1) в отношении ценных бумаг, допущенных к обращению на организованных торгах, в том числе на иностранных биржах, и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, заключение которых происходит на организованных торгах, в том числе на иностранных биржах, - наибольшая цена покупки, указанная в зарегистрированных организатором торговли (иностранной биржей) заявках на покупку в течение текущего торгового дня по состоянию на момент предоставления информации, и наименьшая цена продажи, указанная в зарегистрированных организатором торговли (иностранной биржей) заявках на продажу в течение текущего торгового дня по состоянию на момент предоставления информации либо, в случае отсутствия зарегистрированных организатором торговли (иностранной биржей) заявок на продажу и (или) заявок на покупку, - указание на отсутствие соответствующих заявок.

Вместо информации, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, брокер, действуя разумно и добросовестно, вправе предоставить информацию, предусмотренную подпунктами 2 или 3 настоящего пункта, при этом по запросу клиента ему дополнительно должна быть предоставлена информация, указанная в абзаце первом настоящего подпункта;

2) в отношении ценных бумаг, не допущенных к обращению на организованных торгах, - наибольшая цена покупки и наименьшая цена продажи ценной бумаги (в том числе, в виде индикативных котировок), доступные брокеру, которые актуальны на дату предоставления данной информации, либо в случае отсутствия цены покупки и (или) цены продажи - указание на отсутствие соответствующей цены (цен);

3) в отношении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, заключение которых осуществляется не на организованных торгах, - цена производного финансового инструмента, доступная брокеру (в том числе, в виде индикативной котировки), которая актуальна на дату предоставления данной информации, либо в случае отсутствия такой цены - указание на отсутствие такой цены;

4) в случае, если до предоставления информации, указанной в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, известен тип сделки (покупка или продажа), брокер вправе предоставлять информацию только о ценах, соответствующих данному типу сделки (при намерении клиента купить финансовый инструмент - информацию о цене его продажи, при намерении продать финансовый инструмент - информацию о цене его покупки);

5) в случае, если до предоставления информации, указанной в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта, известен объем сделки (сумма денежных средств или количество финансовых инструментов), брокер вправе предоставлять информацию о ценах, указанную в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта, соответствующую известному ему объему сделки;

6) в случае намерения клиента заключить договор репо вместо информации, указанной в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, клиенту может быть предоставлена информация о наибольшей цене спроса и наименьшей цене предложения ставок репо, выраженная в процентах или процентах годовых, или о ценах первой и второй частей репо, либо о разнице цен между первой и второй частями репо, с учетом положений подпунктов 4 и 5 настоящего пункта.

4.2. При наличии нескольких источников информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта (в том числе в случаях, если сделки с финансовыми инструментами могут быть совершены на организованных торгах у разных организаторов торговли, на разных иностранных биржах, в разных режимах торгов, с разными контрагентами не на организованных торгах), выбор источника для предоставления соответствующей информации клиенту осуществляется брокером самостоятельно, если иное не предусмотрено договором с клиентом.

При выборе источников информации брокер должен действовать разумно и добросовестно.

При предоставлении клиенту информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, по запросу клиента ему должны быть дополнительно предоставлены сведения об источнике соответствующей информации.

4.3. Информация, указанная в пункте 4.1 Базового стандарта, предоставляется одним из следующих способов: в устной форме, в письменной форме, в том числе путем направления электронного сообщения, или путем размещения указанной информации на сайте брокера в сети "Интернет" (в том числе в личном кабинете клиента на указанном сайте), посредством программно-технических средств (в том числе мобильного приложения), либо иным способом, предусмотренным договором с клиентом.

Способ (способы) предоставления брокером информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, должен (должны) быть установлен (установлены) договором о брокерском обслуживании.

4.4. Вместо предоставления клиенту информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, брокер вправе предоставить клиенту доступ к получению указанной информации при условии, что такой доступ позволяет клиенту получить информацию.

Доступ к информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, предоставляется клиенту путем предоставления возможности использования программно-технических средств (в том числе, для мобильных устройств), либо иным способом, предусмотренным договором с клиентом.

Доступ к информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, считается предоставленным с момента предоставления клиенту возможности получения указанного доступа, независимо от того, воспользовался клиент такой возможностью или нет.

4.5. Информация, указанная в пункте 4.1 Базового стандарта, может повторно не предоставляться клиенту брокером, являющимся инвестиционным советником, если указанная информация была ранее ему предоставлена указанным брокером при предоставлении клиенту индивидуальной инвестиционной рекомендации.

4.6. Информация, указанная в пункте 4.1 Базового стандарта, и (или) доступ к указанной информации не предоставляется клиенту в следующих случаях, когда предоставление указанной информации или доступа к указанной информации до приема поручения клиента на совершение сделки невозможно из-за обстоятельств, за которые брокер не отвечает:

1) при совершении сделок с ценными бумагами в процессе их размещения или в связи с их размещением;

2) при совершении сделок с инвестиционными паями в процессе их выдачи, погашения или обмена при посредничестве брокера;

3) при приеме условных и (или) длящихся поручений;

4) при приеме поручений, сформированных автоматизированным способом путем преобразования предоставленных клиенту индивидуальных инвестиционных рекомендаций без непосредственного участия клиента;

5) при приеме поручений, содержащих указание цены (за исключением указания исполнить их по рыночной цене), на бумажном носителе или в форме электронного документа, направленного по электронной почте или по факсу, если подаче соответствующего поручения не предшествовало общение (переписка) клиента с работником и (или) представителем брокера, в ходе которого (которой) клиент явно выразил намерение подать соответствующее поручение;

6) в случае неисправности оборудования, сбоя в работе программно-технических средств, возникновения проблем с каналами связи, энергоснабжением, иными причинами технического характера, в результате которых брокер временно утратил доступ к источникам соответствующей информации (далее - проблема технического характера);

7) в случае отказа клиента от получения информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) отказ был заявлен клиентом после как минимум одного случая предоставления брокером информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, или до предоставления брокером такой информации, если отказ заявлен в письменной форме без использования типовых форм брокера, в том числе путем направления брокеру электронного сообщения,

б) клиент был уведомлен о своем праве в любой момент отозвать отказ от получения информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта,

в) отказ от получения информации был заявлен клиентом без побуждения к этому со стороны брокера;

8) в иных случаях, когда предоставление указанной информации или доступа к указанной информации невозможно из-за обстоятельств, за которые брокер не отвечает.

4.7. В течение часа с момента выявления брокером проблемы технического характера, указанной в подпункте 6 пункта 4.6 Базового стандарта, в результате которой информация, указанная в пункте 4.1 Базового стандарта, и (или) доступ к указанной информации не предоставлялся клиенту, ему должна быть направлена (сообщена) способом, установленным договором с клиентом, информация о наличии проблемы технического характера, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если в результате проблемы технического характера информация, указанная в пункте 4.1 Базового стандарта, и (или) доступ к указанной информации не предоставлялся нескольким клиентам, брокер вправе вместо направления (сообщении таким клиентам информации о наличии проблемы технического характера, раскрыть соответствующую информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4.8. Информация о расходах, возмещаемых клиентом в связи с исполнением поручения, должна включать в себя сведения о видах расходов, о сумме расходов (в рублях или иностранной валюте, или в процентах от суммы сделки или процентах годовых) или о порядке определения суммы расходов.

4.9. Информация о размере вознаграждения брокера, должна включать в себя сведения о сумме вознаграждения (в рублях или иностранной валюте, или процентах от суммы сделки, или процентах годовых), либо о порядке определения размера вознаграждения.

4.10. Информация о расходах, возмещаемых клиентом в связи с исполнением поручения, и о размере вознаграждения брокера предоставляется клиенту в период с даты заключения договора о брокерском обслуживании и до принятия от него поручения на совершение сделки.

4.11. Информация о расходах, возмещаемых клиентом в связи с исполнением поручения, и о размере вознаграждения брокера предоставляется клиенту одним из следующих способов: в письменной форме, в том числе путем направления электронного сообщения, или путем размещения ее на сайте брокера в сети "Интернет", в том числе в личном кабинете клиента на указанном сайте, посредством программно-технических средств, в том числе мобильного приложения, либо иным способом, установленным договором с клиентом.

4.12. Брокер должен иметь возможность подтвердить факт предоставления клиенту информации или доступа к информации, указанной в пункте 4.1 Базового стандарта, информации или доступа к информации о расходах, возмещаемых клиентом в связи с исполнением поручения, и о вознаграждении брокера, информации, указанной в пункте 4.2 Базового стандарта, предоставления (сообщения) или раскрытия информации, указанной в пункте 4.7 Базового стандарта.

В случае устного предоставления клиенту информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с использованием средств аудиосвязи, в том числе телефонной связи, брокер должен вести запись соответствующего разговора. В случае устного предоставления клиенту информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, без использования средств аудиосвязи, в том числе телефонной связи, подтверждением факта предоставления соответствующей информации может являться, в том числе, полученное от клиента подтверждение получения соответствующей информации (в том числе, в электронной форме).

Документы на бумажном носителе, электронные документы, подтверждающие предоставление клиенту информации или доступа к информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, подлежат хранению не менее 5 лет с даты предоставления клиенту соответствующей информации.

Аудиозаписи, подтверждающие предоставление клиенту информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, подлежат хранению не менее 3 лет с даты произведения записи.