Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Методические подходы и принципы реализации Проекта

В рамках Проекта задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание следующих основных подходов:

- мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании вопросов, интересующих обучающегося. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения;

- информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством - что создает основу карьерной грамотности;

- практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и теми текущими и будущими практическими действиями, которые необходимы для освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; участие в профессиональных пробах и др.;

- диагностико-консультативный подход: помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и профессиональных склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения являются важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень сформированности ГПС, но и отследить ее изменения.

К принципам реализации Проекта относятся:

- системность. Использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в формате, активизирующем профессиональное самоопределение. Некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся;

- систематичность. Проект реализуется в течение нескольких лет, и все участники могут наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся получает обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые отвечают его особенностям, запросам и уровню ГПС;

- доступность. Любой обучающийся по программе общего образования (или его родитель/законный представитель) может воспользоваться профориентационной помощью. Для лиц с ОВЗ предусмотрены адаптированные методики. Каждый обратившийся может получить обратную связь с рекомендациями;

- межведомственность. Создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств (Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Министерство экономического развития, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и т.д.) и общих скоординированных усилий - что исключает возможность управленческого и содержательного дублирования.

Система профориентационной работы рассчитана на освоение профориентационных компетенций, касающихся всего цикла профессионального самоопределения и охватывающих одновременно несколько его уровней <5>:

--------------------------------

<5> Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф. Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению//Профессиональное образование. Столица. - 2016. - N 8. - С. 10 - 16.

- целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения);

- мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и ценностных ориентаций);

- информационный (профессионально-образовательная информированность, карьерная грамотность);

- деятельностный (опыт профориентационно значимой деятельности, ведущий к получению профориентационно значимых результатов);

- рефлексивный (осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов).

К долгосрочным эффектам можно отнести выработку у обучающихся определенного личностного отношения к процессу и задачам самоопределения (причем не только в сфере выбора профессии, но и в жизненном смысле), готовность к активному и самостоятельному изучению спектра потенциальных профессий и средств их освоения (а также понимание того, что в определенных условиях и контекстах может быть важно не просто выбирать из уже готовых, заранее представленных вариантов образовательно-профессиональной траектории, но и формировать ее самостоятельно). Данные эффекты способствуют не только профессиональной самореализации обучающихся, но и предотвращению структурного кризиса на рынке труда.

Проект предназначен для обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Все виды активности в рамках Проекта (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

Для реализации профориентационых мероприятий в образовательной организации рекомендуется использовать часы инвариативной части внеурочной образовательной деятельности.