Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Теоретическое обоснование

Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории - это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.

Решение данной задачи может быть найдено при условии, что в систему профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся будут вовлечены не только школы, но и образовательные организации профессионального и высшего образования, а также компании-работодатели - т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников на каждом из этапов этого процесса. Подобная система должна включать подготовку специалистов (наставников, педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по воспитательной работе и др.), в задачу которых будет входить комплексная, целенаправленная поддержка и помощь обучающимся в профориентации, с опорой на научно подтвержденные и успешно зарекомендовавшие себя на практике подходы и инструменты профориентации. При построении профориентационной системы важно учитывать опыт внедрения региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся, не перечеркивая его и не противореча ему, а напротив, способствуя расширению, обогащению и систематизации этих практик. Кроме того, необходимо, чтобы построение образовательно-профессиональной траектории учитывало индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, возможности и способности, а также особенности его возраста и состояния здоровья, имеющиеся ограничения. При этом необходимо, чтобы доступ к информационным ресурсам по профессиональному самоопределению имели не только жители крупных городов России, но и обучающиеся из отдаленных и труднодоступных территорий (вне зависимости от их социального статуса и жизненного контекста).

Поскольку мир постоянно развивается и усложняется, появляются новые специальности, становятся востребованными новые компетенции, а полученные ранее знания и умения устаревают и теряют свою актуальность, одной из важнейших задач современного образования становится формирование универсальных учебных действий (универсальных компетенций). Акцент смещается с передачи конкретной, узконаправленной информации - на развитие у обучающихся готовности и способности эту информацию самостоятельно искать и далее применять в соответствии со стоящими перед ними учебными, профессиональными и жизненными задачами, а также - на развитие способности критически эту информацию осмыслять, творчески перерабатывать и дополнять, участвовать в продуцировании нового знания. По сути, речь идет о формировании у обучающихся специфического навыка <4> - готовности и способности к самоусложнению (развиваться всю жизнь, учитывая происходящие изменения), в противовес тенденции к самоупрощению, ориентации на простые объяснения, к неосознанному воспроизведению чужих сценариев, некритичному восприятию мифов, в т.ч. в сфере выбора профессионального пути.

--------------------------------

<4> Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности//Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой (г. Саранск, 24 апреля 2020 года). - Саранск: РИЦ МГПИ, 2020.

Самоусложнение невозможно без принятия на себя ответственности и появления активной, субъектной позиции по отношению к себе, образовательному процессу и жизни в целом, и для формирования и поддержки этих качеств необходима специальная личностно-развивающая среда, где обучающиеся превращаются из объектов - в субъекты образовательного процесса, на чем основано большинство прогрессивных образовательных подходов. Несмотря на ряд содержательных различий между этими подходами, их объединяет общее понимание актуальных задач современного образования: снабдить обучающегося инструментами для того, чтобы он:

- был готов действовать в ситуациях неопределенности и мог адаптироваться к изменениям;

- был способен видеть альтернативные возможности и самостоятельно совершать осознанный выбор;

- ориентировался на проявление креативности в поиске нестандартных решений появляющихся новых задач;

- умел ориентироваться в информационном потоке для достижения поставленных целей;

- сохранял и развивал осознанность и рефлексивность в отношении своего личностного и профессионального развития;

- был в состоянии учитывать как свои собственные, индивидуальные ценности и потребности, так и ценности, потребности и особенности окружающих и общества, а также признавал социальное многообразие и важность толерантного отношения к различиям.

Современная и эффективная программа профессиональной ориентации, таким образом, должна выполнять опережающую и прогностическую функции, способствуя развитию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. Используемое понятие профессионального самоопределения неслучайно, поскольку оно охватывает всю совокупность частных выборов, совершаемых человеком в данной области (в течение всей жизни). В отличие от профессионального выбора, профессиональное самоопределение затрагивает более широкую жизненную перспективу личности, опосредовано более отдаленными жизненными целями.

Готовность к профессиональному самоопределению является комплексной характеристикой, имеющей как смысловую, содержательную, так и инструментальную стороны.

К смысловой стороне ГПС относятся мотивационно-личностные и психофизиологические предпосылки выбора профессии: интересы, мотивы, способности субъекта, его когнитивные качества, особенности нервной системы и др., а также готовность к выбору профессии в узком смысле слова - т.е. осознание и принятие на себя задачи профориентации как таковой, наличие внутренней мотивации (интереса) для ее решения.

К инструментальной стороне ГПС относится уровень информированности о современном мире профессий, системе профессионального образования, способность использовать другие специальные знания и навыки, которые входят в понятие карьерной грамотности.

Сформированность как смысловых, так и инструментальных аспектов ГПС приводит к готовности обучающегося деятельно вкладываться в процесс самоопределения, инициативно и самостоятельно выстраивая индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию.

Таким образом, ГПС у обучающихся 6 - 11 классов предполагает формирование и развитие трех компонентов готовности к профессиональному самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного. Систематическая, комплексная работа в этих трех взаимосвязанных направлениях (включающая как участие самого школьника, так и активную поддержку со стороны родителей и сотрудников образовательной организации) может позволить обучающемуся осознать себя в качестве активного субъекта выбора, отрефлексировать свои сильные стороны, ресурсы и ограничения (как объективные, так и устранимые самим субъектом), сверить свои представления о мире профессий и желаемых целях с действительностью, приступить к процессу профессиональных проб и отработке навыков профессионального выбора в конкретных жизненных ситуациях.

Важно также отметить, что планирование своих профессиональных и жизненных перспектив - это дело каждого человека, проявления его стремлений и свободы выбора. В то же время, человек является частью общества, и общество заинтересовано в том, чтобы каждый, видя возможности для себя, стремился к тому, чтобы участвовать в жизни общества и его развитии.

В результате системной работы, неосознанная некомпетентность обучающихся в сфере профессионального самоопределения сможет трансформироваться сначала в осознанную некомпетентность (понимание собственных дефицитов в вопросах выбора при осознании актуальности темы профориентации), а затем - в осознанную компетентность. Это станет возможным благодаря сочетанию мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего и практико-ориентированного подходов к формированию ГПС (наряду с диагностико-консультационным подходом для оценки профессиональных склонностей, мотивации и знаний обучающихся).

Результаты, достигнутые в ходе системной работы, будут иметь не временный, а пролонгированный эффект, поскольку процесс профессионального самоопределения не является узко локализованным в старшем подростковом и юношеском возрасте и не заканчивается с выбором среднего профессионального образования или высшего образования по окончании школы. Как уже отмечалось ранее, современный меняющийся мир является вызовом для образования и требует, чтобы оно было непрерывным на протяжении всей жизни человека. Профессиональное же самоопределение становится частью жизненного самоопределения.