Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 2 "Народное музыкальное творчество России" <5>

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3 - 4 учебных часа

Россия - наш общий дом

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.

Музыка наших соседей, музыка других регионов <6>

Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудио- и видеозаписи.

Определение на слух:

- принадлежности к народной или композиторской музыке;

- исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

- жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России

--------------------------------

<5> Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модуля "Музыка моего края", устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.

<6> При изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трех региональных традиций. Одна из которых - музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области - чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края - музыка Адыгеи и т.д.). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удаленных географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка.

Б)

3 - 4 учебных часа

Фольклорные жанры

Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец

Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов.

Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России. Музыкальный фестиваль "Народы России"

В)

3 - 4 учебных часа

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов

Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.

Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке.

Знакомство с 2 - 3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т.п.), в которых использованы подлинные народные мелодии. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала.

Окончание

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне

На выбор или факультативно

Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции).

Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвященного данной теме. Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра

Г)

3 - 4 учебных часа

На рубежах культур

Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.

Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора

Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях <7>. Выявление причинно-следственных связей такого смешения.

Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора.

На выбор или факультативно

Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры

--------------------------------

<7> Например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка и т.п.