7.4. Предоставление преференции в форме передачи государственного или муниципального имущества в залог

7.4. Предоставление преференции в форме передачи

государственного или муниципального имущества в залог.

Пунктом 2 статьи 209 ГК РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Пунктом 1 статьи 336 ГК РФ установлено, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Залог отдельных видов имущества может быть ограничен или запрещен законом.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 334 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, требование залогодержателя может быть удовлетворено путем передачи предмета залога залогодержателю (оставления у залогодержателя).

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон N 102-ФЗ) не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена.

Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 1 Закона о приватизации установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц.

Частью 5 статьи 13 Закона о приватизации установлено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации.

Такой способ приватизации, как передача государственного или муниципального имущества в качестве залога, статьей 13 Закона о приватизации не поименован.

Таким образом, государственное или муниципальное имущество не может быть предметом залога в случае, если в договоре залога предусмотрено условие, согласно которому удовлетворение требования залогодержателя осуществляется путем передачи такого имущества залогодержателю (оставления у залогодержателя) в случае неисполнения обязательств должником по основному обязательству.

Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Также из пункта 1 статьи 1 Закона N 102-ФЗ следует, что по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя, преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 349 ГК РФ установлено, что обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 350 ГК РФ установлено, что реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном ГК РФ и процессуальным законодательством, если законом или соглашением между залогодержателем и залогодателем не установлено, что реализация предмета залога осуществляется в порядке, установленном абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 350.1 ГК РФ.

Пунктом 10 части 2 статьи 3 Закона о приватизации установлено, что указанный закон не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.

Таким образом, в указанном случае, реализация государственного или муниципального имущества для целей получения удовлетворения из стоимости заложенного имущества залогодержателем осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством путем продажи такого имущества с публичных торгов.

Пунктом 1 статьи 350.1 ГК РФ установлено, что в случае, если взыскание на заложенное имущество обращается во внесудебном порядке, его реализация осуществляется посредством продажи с торгов, проводимых в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации или соглашением между залогодателем и залогодержателем.

Из пункта 2 статьи 350.1 ГК РФ следует, что, если залогодержателем является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, соглашением между залогодателем и залогодержателем может быть также предусмотрено, что реализация заложенного имущества осуществляется путем:

- оставления залогодержателем предмета залога за собой, в том числе посредством поступления предмета залога в собственность залогодержателя по цене и на иных условиях, которые определены указанным соглашением, но не ниже рыночной стоимости (позиция по возможности передачи государственного или муниципального имущества путем передачи такого имущества залогодержателю, изложена в пункте 1 настоящей справки)

- продажи предмета залога залогодержателем другому лицу по цене не ниже рыночной стоимости с удержанием из вырученных денег суммы обеспеченного залогом обязательства.

При этом абзацем 2 пункта 1 статьи 349 ГК РФ установлено, что, если соглашением сторон предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество, залогодержатель вправе предъявить в суд требование об обращении взыскания на заложенное имущество.

Таким образом, реализация государственного или муниципального имущества, являющегося предметом залога для целей получения удовлетворения из стоимости такого заложенного имущества залогодержателем осуществляется в порядке, установленном Законом о приватизации, если соглашением сторон предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на такие имущества.

В случае, если в рамках внесудебного порядка обращения взыскания на такое имущество залогодержатель предъявил в суд требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то реализация государственного или муниципального имущества, являющегося предметом залога для целей получения удовлетворения из стоимости такого заложенного имущества залогодержателем осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.

Таким образом, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть предметом залога, когда договором залога имущества не предусматривается возможность перехода права собственности на такое имущество в случае неисполнения обязательств должника или третьего лица по основному обязательству (например, удовлетворение обязательств залогодержателя осуществляется из стоимости заложенного государственного или муниципального имущества).

В свою очередь, допустимость передачи государственного, муниципального имущества в залог следует из отдельных актов федерального законодательства.

Залог (ипотека) и государственная гарантия относятся к способам обеспечения обязательств, то есть имеют схожую правовую природу <78>.

--------------------------------

<78> См., напр.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.08.2019 N ФО1-3440/2019.

Статьей 42 БК РФ установлено, что к доходам бюджетов от использования имущества, в том числе относятся средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление.

Из перечня платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2019 N 250н, следует, что к такому источнику, в том числе относятся платежи за передачу имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление.

Из указанных норм следует, что собственник государственного или муниципального имущества вправе распоряжаться таким имуществом, в том числе для целей передачи его в залог.

Создание залоговых фондов как меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленных законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, предусмотрено федеральным законом <79>.

--------------------------------

<79> См., напр.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2004 N 55-Г04-10.

Так, например, статьей 36 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" установлено, что мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, может быть, в том числе создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества.

Также пунктом 14 статьи 6 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится, в том числе создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

Следовательно, субъекты Российской Федерации наделены правом создавать залоговые фонды и, следовательно, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования и использования этих фондов.

Таким образом, из вышеизложенных норм следует, что государственное или муниципальное имущество может быть предметом залога только в случаях, прямо предусмотренных отраслевым законодательством, а также в случае удовлетворения обязательств должника из стоимости реализованного собственником государственного или муниципального имущества.

При этом в связи с тем, что предоставление государственного или муниципального имущества в залог является передачей государственного или муниципального имущества, такое предоставление дает отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности <80>. Следовательно, государственное или муниципальное имущество, передаваемое в качестве залога залогодержателю, является преференцией в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

--------------------------------

<80> См., напр.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.08.2019 N А38-9951.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию в виде передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в качестве залога хозяйствующего субъекта, обязан подать в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем пунктом 5 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Таким образом, в случае, если федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации организует предоставление государственного и муниципального имущества в качестве залога в равной мере каждому участнику товарного рынка, то предоставление такого преимущества не будет являться преференцией.