а) Предоставление преференции на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя

а) Предоставление преференции на основании федерального

закона, правового акта Президента Российской Федерации,

правового акта Правительства Российской Федерации, законов

субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных

правовых актов органов местного самоуправления о бюджете,

содержащих либо устанавливающих порядок определения

размера государственной или муниципальной преференции

и ее конкретного получателя.

Из пункта 36 Постановления Пленума N 2 следует, что в случаях, когда предоставление преференций определенным хозяйствующим субъектам предусматривается нормативными правовыми актами о бюджете, принятыми соответствующим законодательным (представительным) органом, антимонопольный орган в рамках полномочий, предусмотренных главой 5 Закона, не вправе определять круг получателей преференций и требовать предварительного письменного согласования их предоставления этим лицам.

Акт о бюджете может быть утвержден только законодательным органом власти. Между тем акт органа власти, регулирующий порядок предоставления преференции, по своей природе не идентичен акту органа власти о бюджете и не является актом о бюджете <53>.

--------------------------------

<53> См., напр.: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2013 по делу N А33-762/2013; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 N 05АП-954/22 по делу N А24-5091/2021.

Следовательно, предоставление хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной преференции в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, без согласия антимонопольного органа на основании акта исполнительного органа власти соответствующего уровня неправомерно, поскольку такой акт не является актом представительного органа власти о бюджете, на наличие которого указано в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Равно как и предоставление преференции на основании иного акта бюджетных отношений, например, на основании сводной бюджетной росписи, также не является случаем, подпадающим под исключение, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В случае, если государственная или муниципальная преференция предоставляется на основании сводной бюджетной росписи или акта исполнительного органа власти соответствующего уровня, то предоставление такой преференции должно осуществляться с предварительным согласием антимонопольного органа в письменной форме.

Также стоит отметить, что согласно статье 6 БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Статьей 69 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Частью 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, в бюджете субъекта Российской Федерации или в нормативных правовых актах органов местного самоуправления о бюджете могут предусматриваться ассигнования только денежных средств, а не иного имущества.