4.5. Предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка

4.5. Предоставление имущества и (или) иных

объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику

товарного рынка.

Исходя из сферы регулирования Закона о защите конкуренции, а также понятия, оснований и порядка предоставления государственных и муниципальных преференций следует, что к ним в любом случае не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства <60>.

--------------------------------

<60> См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.09.2012 N 4290/12; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 по делу N А79-1218/2016.

При этом, не исключена возможность деления общей категории, например, субъектов малого бизнеса на более узкие группы, отвечающие в совокупности нескольким целям предоставления имущественной поддержки, закрепленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции (к примеру, льготы малому бизнесу в сфере образования). Однако в любом случае внутри такой группы должно соблюдаться правило о предоставлении поддержки неизбирательным образом всем лицам, в отношении которых это допускается законодательством <61>.

--------------------------------

<61> См., напр.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26744 по делу N А40-43825/2018.

Предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка исключает признак индивидуальности, в связи с чем не может быть признано преференцией <62>.

--------------------------------

<62> См., напр.: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.04.2016 по делу N А73-13029/2015.

Также не подпадают под понятие преференций положения нормативных актов, действующие в отношении неопределенного круга лиц, если не будет доказано, что их применение фактически приводит к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению органов власти лишь отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке <63>.

--------------------------------

<63> См., напр.: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.05.2012 N ВАС-4290/12 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.02.2022 N Ф09-10180/21 по делу N А07-12288/2020; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 N 18АП-10177/21 по делу N А07-12288/2020.