7.2. Передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности

7.2. Передача прав владения

и (или) пользования в отношении объектов системы

газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся

в государственной или муниципальной собственности.

При предоставлении объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо руководствоваться положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Закона о концессионных соглашениях и Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

В правоприменительной практике установлены ситуации, когда проводимые органами государственной власти или местного самоуправления открытые аукционы на право заключения договоров аренды, находящихся в государственной (муниципальной) собственности объектов газораспределительной системы, системы газоснабжения признаются несостоявшимися, так как до окончания срока подачи заявок на участие в аукционах заявки на участие в указанных аукционах не представляются.

Как правило, это объясняется установлением при объявлении указанных аукционов рыночной стоимости арендной платы за пользование имуществом, что влечет нежелание хозяйствующих субъектов совершать экономически неэффективные для них виды сделок. При таких обстоятельствах соответствующие органы власти зачастую имеют намерение предоставить указанные объекты в пользование в виде преференций без проведения торгов, установив размер арендной платы, исходя из балансовой стоимости этих объектов.

Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции органы власти (организации) подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление преференции, к которому прилагаются, в числе прочих, копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление хозяйствующим субъектом определенных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Подпунктами "а" и "б" пункта 4 Положения "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, установлено, что лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Лицензия) являются, в том числе наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах; наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Поскольку Лицензия может быть выдана при наличии на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, то при подаче в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление преференции такая лицензия отсутствует. При таких обстоятельствах заявление антимонопольным органом не рассматривается, предоставление преференции не согласовывается.

Кроме того, учитывая особенности данного вида государственного (муниципального) имущества как ограниченного ресурса, предоставление его в аренду (иное пользование) без проведения торгов в виде преференции неизбежно приведет к устранению или недопущению конкуренции.

В силу положений части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции в случае, если предоставление преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольным органом принимается решение об отказе в ее предоставлении.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусматривается возможность передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности в виде предоставления государственной или муниципальной преференции.

Статьей 4 Закона о концессионных соглашениях установлено, что к объектам концессионного соглашения относятся, в числе прочих объекты трубопроводного транспорта и объекты газоснабжения.

Положениями статьи 37 Закона о концессионных соглашениях определены основания заключения концессионных соглашений без проведения торгов.

Согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 указанного федерального закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.

В указанном случае предоставление концедентом концессионеру имущественных прав по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с частями 4.1 - 4.12 статьи 37 Закона о концессиях, не является преференцией в силу положений пунктов 4 и 6 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции.