2.14. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (пункт 13.1 части 1 статьи 19)

2.14. Поддержка социально ориентированных

некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным

законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

(пункт 13.1 части 1 статьи 19).

При рассмотрении заявлений о предоставлении государственных и муниципальных преференций указанной цели антимонопольный орган руководствуется, в том числе Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Частью 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях установлены виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, при осуществлении которых органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии с установленными указанным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку.

При этом частью 2 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях определено, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными частью 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

В части 3 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях перечислены формы оказания поддержки, при этом частью 4 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях установлено, что субъекты Российской Федерации федеральные территории и муниципальные образования вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, из Закона о некоммерческих организациях следует право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на определение видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, помимо тех, что установлены статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях, в связи с чем при проверке правомерности предоставления преференции для цели поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, антимонопольному органу следует принимать во внимание не только положения Закона о некоммерческих организациях, но и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При этом антимонопольный орган при оценке осуществляемой (планируемой к осуществлению) некоммерческой организацией деятельности не должен ограничиваться исключительно сопоставлением видов деятельности, предусмотренных учредительными документами соответствующей организации и установленных нормативно-правовыми актами <37>. С учетом изложенного, при рассмотрении соответствующих заявлений антимонопольным органом у лица, обратившегося за дачей согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, может быть дополнительно запрошена информация о социальной направленности деятельности хозяйствующего субъекта с приложением подтверждающих документов.

--------------------------------

<37> См., напр.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2021 N Ф07-6417/2021 по делу N А52-2601/2020.

Необходимо также отметить, что для социально ориентированных некоммерческих организаций Закон о защите конкуренции предусматривает как предоставление государственных или муниципальных преференций в порядке статей 19 - 20, так и возможность передачи прав на имущество (кроме права собственности) без проведения торгов согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции <38>.

--------------------------------

<38> См., напр.: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 N 01АП-8559/2018 по делу N А11-4383/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2020 N Ф05-7943/2020 по делу N А40-216377/2019.

При применении статей 19 и 17.1 Закона о защите конкуренции для поддержки социально ориентированных НКО целесообразно учитывать, что статьей 19 Закона о защите конкуренции предусмотрены иные основания возможности предоставления государственной поддержки, не предусмотренные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Предоставление преференций некоммерческим организациям, не являющимся социально ориентированными, может осуществляться органами власти не в целях, установленных пунктом 13.1 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, а в иных, предусмотренных частью 1 указанной статьи целях (развития культуры, искусства, сохранения культурных ценностей; развития физической культуры и спорта и др.).