IV. Рекомендации по заполнению разделов Предложения

12. Рекомендации к разделу 1 "Описание проекта".

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

11.1. В разделе 1 рекомендуется раскрыть следующие вопросы:

1) актуальность <1> и значимость проекта для экономики Российской Федерации и субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) планируется создание Центра, для научно-технологического развития Российской Федерации, а также для эффективного обеспечения национальной безопасности (в случае, если соответствующая задача реализуется в рамках проекта);

--------------------------------

<1> Рекомендуется отразить актуальность проекта на момент подготовки Предложения и на среднесрочный период планирования.

2) соответствие целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям, предусмотренными стратегией научно-технологического развития Российской Федерации и (или) иными документами стратегического планирования, а также соответствие текущей внешней и внутренней политике Российской Федерации <2>;

--------------------------------

<2> Рекомендуется отразить вызовы, на противодействие которым направлен проект, с указанием соответствующих стратегических документов.

3) ключевые цели и задачи проекта;

4) общая информация о соответствии критериям, предъявляемым к инициатору проекта и научно-технологическому потенциалу субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) планируется создание Центра;

11.2. В разделе "Описание проекта" рекомендуется описывать общую концепцию проекта <3>, в которой резюмируется содержание Предложения.

--------------------------------

<3> В настоящих методических рекомендациях под обшей концепцией проекта понимается совокупность целей, целевых показателей, задач, направлений, лежащих в основе Предложения или Информации, определяющих стратегию развития центра.

В концепции рекомендуется отразить преимущества создания Центра по сравнению с другими механизмами поддержки (создание особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, и так далее). Рекомендуемый объем концепции - не более одного - двух листов.

12. Рекомендации к разделу 2 "Проектное наименование центра".

12.1. В раздел 2 рекомендуется включать полное и сокращенное (если имеется) наименование Центра на русском и (или) иностранном языке (языках).

12.2. Целесообразно отражать в наименовании Центра основное направление его предполагаемой деятельности.

13. Рекомендации к разделу 3 "Планируемые направления научно-технологической деятельности центра"

13.1. При формировании направлений научно-технологической деятельности Центра рекомендуется исходить из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, предусмотренных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, в государственной программе Российской Федерации "Научно-технологическое развитие", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377, в планах действий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, из особенностей научной и технологической специализации региона базирования Центра.

13.2. Разработку раздела 3 рекомендуется осуществлять исходя из возможности решения следующих задач:

1) повышение темпов научного, технологического, инновационного и экономического роста (включая коммерциализацию полученных научных результатов) Российской Федерации, а также субъекта (субъектов) Российской Федерации, участвующего (участвующих) в создании Центра;

2) кооперация с международными партнерами и технологическими лидерами, привлечение инвестиций (в том числе иностранных) в развитие Центра;

3) создание продукции, конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках, обеспечение экспортного потенциала.

13.3. Рекомендуется в первую очередь рассматривать те направления, в которых инициатор проекта занимает ведущие позиции, а также рекомендуется ориентироваться на специфику деятельности субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) планируется создание Центра.

13.4. В информацию о направлениях деятельности рекомендуется включать пояснения о соотнесении предлагаемых направлений деятельности с направлениями деятельности созданных Центров, указывать характер соотнесения направлений деятельности (конкуренция, сотрудничество, развитие разных областей науки и технологии внутри одного направления и так далее).

13.5. Направления деятельности Центра рекомендуется формировать с привлечением широкого круга потенциальных участников проекта.

13.6. Для расширения числа потенциальных участников проекта рекомендуется в процессе разработки Предложения обеспечить взаимодействие с частными компаниями, осуществляющими деятельность по направлениям научно-технологической деятельности Центра, компаниями с государственным участием и государственными корпорациями, бизнес-ассоциациями федеральных и региональных масштабов.

14. Рекомендации к разделу 4 "Обоснование актуальности проекта".

14.1. Под актуальностью проекта понимается соответствие проекта целям и задачам, предусмотренным в документах стратегического планирования Российской Федерации. При формировании отдельных положений настоящего раздела рекомендуется соотносить сроки реализации предусмотренных проектом мероприятий с положениями стратегических документов.

14.2. Содержание Раздела 4 рекомендуется формировать в соответствии с положениям общей концепции проекта.

15. Рекомендации к разделу 5 "Цели реализации проекта".

15.1. В разделе 5 рекомендуется указать цели в соответствии с общей концепцией проекта.

15.2. Цель реализации проекта рекомендуется определять как планируемый конечный результат решения одной или нескольких проблем, препятствующих научно-технологическому развитию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации посредством реализации деятельности Центра и (или) как ожидаемый положительный эффект для экономики Российской Федерации.

15.3. Рекомендуется предусматривать количественную измеримость результатов и возможность их достижения.

15.4. Целесообразно сформулировать цели кратко, без указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.

15.5. При формулировании целей реализации проекта рекомендуется обеспечить связь с общими целями Центра, установленными Федеральным законом, к которым относятся реализация приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, коммерциализация результатов деятельности, расширение доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах.

При формулировании цели рекомендуется использовать описание характера измеримых изменений, осуществляемых в ходе реализации проекта, и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность.

16. Рекомендации к разделу 6 "Задачи реализации проекта".

16.1. В разделе 6 приводятся основные задачи реализации проекта, предлагаемые механизмы (способы) их достижения (планируемые мероприятия).

16.2. Сведения представляются в разрезе целей проекта с указанием участников, их форм взаимодействия по решению задач, а также планируемых значений показателей проекта и сроков реализации по каждой поставленной задаче.

17. Рекомендации к разделу 7 "Информация о соответствии критериям, предъявляемым к инициатору, информация, подтверждающая соответствие требованиям к содержанию и форме предложения о создании центра".

17.1. Далее приведены рекомендации к Критериям, которым должна соответствовать образовательная или научная организация, по инициативе которых создается Центра.

17.1.1. В части критерия "Наличие в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" права разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования". Соответствующее подтверждение представляется в форме выписки из Перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по образовательным программам высшего образования, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 405.

17.1.2. В части критерия о наличии у организации следующих прав: создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определять и изменять составы этих советов, устанавливать полномочия этих советов, определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, осуществлять контроль за деятельностью этих советов, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов; устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций; утверждать положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи отмечается следующее.

Указанные права предусмотрены абзацами вторым - четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

Указанной нормой предусмотрено, какие научные и образовательные организации соответствуют пункту 1 Критериев и какие документы необходимы для подтверждения соответствия Критериям.

17.1.2.1. Государственные научные центры Российской Федерации.

Соответствующее подтверждение представляется в форме выписки из перечня "Научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. N 1155-р "О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации".

17.1.2.2. Национальные исследовательские центры Российской Федерации.

Соответствующее подтверждение представляется в форме выписки из федерального закона, утверждающего соответствующий статус организации.

17.1.2.3. Научные организации и образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе которые вправе разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, самостоятельно устанавливаемые требования.

Соответствующее подтверждение представляется в форме выписки из Перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым - четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 1792-р.

17.1.2.4. Научные организации и образовательные организации, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет".

Соответствующее подтверждение представляется в форме выписки из нормативно-правового акта, утверждающего статус организации.

17.1.3. Соответствие Критерию "Наличие подтверждения отнесения к 1-й категории в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" подтверждается выпиской из базы данных, содержащей сведения об итогах оценки результативности деятельности научных организаций, предоставляемой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по письменному заявлению.

17.1.4. В целях подтверждения соответствия критерию "Отсутствие просроченной задолженности по обязательствам перед третьими лицами" рекомендуется провести внутренний аудит, проверить отсутствие просроченной задолженности перед третьими лицами и провести иные действия, необходимые для осуществления необходимой ревизии.

Полученные результаты оформляются в форме справки, которая подписывается главным бухгалтером или руководителем организации.

17.1.5. В целях подтверждения соответствия критерию о наличии не менее трех организаций, выразивших готовность осуществлять научно-технологическую деятельность в Центре, а также наличии не менее одного потенциального инвестора, выразившего готовность участвовать в создании инфраструктуры центра инициатор предоставляет подписанные в соответствии с рекомендуемыми формами согласия о сотрудничестве (приведены в приложении N 1) и инвестиционные соглашения (приведены в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям).

17.2. Далее приведены рекомендации к Требованиями к содержанию и форме и Критериями отбора предложения о создании инновационного научно-технологического центра (далее - Критерии отбора), а также рекомендации по составу и форме подтверждающих документов.

17.2.1. Перед подачей Предложения рекомендуется произвести предварительный расчет баллов по критериям, указанным в абзацах третьем - девятом подпункта "в" пункта 3 Положения об отборе и конкретизированным в Критериях отбора. Результаты расчета прикладываются к Предложению.

17.2.2. Рекомендуется прикладывать подтверждающие документы о соответствии указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 2 Требованиям к содержанию и форме по перечню, приведенному в Приложении N 10 к настоящим методическим рекомендациям.

17.2.2.1. Соответствие требованию об опыте участия в деятельности инновационных кластеров и (или) опыте создания индустриальных (научных) парков и (или) технопарков, и (или) опыте проведения научных исследований под руководством ведущих ученых на средства гранта Правительства Российской Федерации (абзац второй подпункта "а" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 1 части I Критериев об отборе) подтверждается в письменной форме Минобрнауки России. Опыт должен соответствовать направлениям деятельности Центра. Информация о наличии опыта представляется без учета срока его давности.

17.2.2.2. Соответствие требованию о выполнении инициатором научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, технологических работ по заявленным направлениям деятельности Центра за 3 года (абзац третий подпункта "а" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 2 части I Критериев отбора) подтверждается справкой, подписанной руководителем организации. Дополнительно рекомендуется указание соответствия работ направлениям, при этом возможно расхождение в названиях с направлениями, однако сутевое содержание работы должно совпадать с направлением. Расчет производится путем сложения расходов по каждому из видов работ по отдельному заявленному направлению деятельности.

17.2.2.3. Для подтверждения соответствия требованию о наличии интеллектуальной собственности по заявленным направлениям деятельности Центра (абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 3 части I Критериев отбора) рекомендуется прикладывать копии документов, подтверждающих право собственности на такие объекты (патенты, свидетельства о регистрации и так далее). В случае если наличие соответствующих объектов подтверждается путем представления информации о ноу-хау, рекомендуется подтверждение его потенциальной охраноспособности. Такое подтверждение может быть представлено в форме заключения, подписанного зарегистрированным в установленном порядке патентным поверенным.

17.2.2.4. Соответствие требованию о наличии в штате инициатора специалистов, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук (или равнозначное научное звание, подтвержденное соответствующими документами) по научным специальностям, соответствующим заявленным направлениям деятельности Центра (абзац пятый подпункта "а" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 4 части I Критериев отбора) подтверждается в общем случае выпиской из штатного расписания, подписанной руководителем организации, а также приложенными копиями документов, подтверждающих присвоение соответствующей степени.

При установлении соответствия научной специальности названных специалистов заявленным направлениям деятельности Центра рекомендуется руководствоваться номенклатурой научных специальностей, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1093", соотнося направления деятельности с шифром и наименованием группы научных специальностей.

Под специалистом-репатриантом следует понимать гражданина Российской Федерации, имеющего степень кандидата или доктора наук (или равнозначное научное звание, подтвержденное соответствующими документами), ранее проживавшего и занимавшегося научной деятельностью за пределами территории Российской Федерации не менее шести месяцев изъявившего желание вернуться, и занимающегося научной деятельностью в Российской Федерации с учетом знаний и опыта, полученных за рубежом.

Для подтверждения статуса специалиста-репатрианта рекомендуется предоставить копию заграничного паспорта, а также свидетельства ведения научной деятельности за рубежом (рекомендательные письма от коллег из иностранных учебных заведений, научные работы, написанные и опубликованные во время нахождения за пределами Российской Федерации и так далее).

17.2.2.5. Соответствие требованию о наличии мест для приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки, соответствующим заявленным направлениям деятельности Центра (абзац шестой подпункта "а" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 5 части I Критериев отбора) подтверждается справкой, актуальной по состоянию на текущий год, подписанной руководителем организации.

17.2.2.6. В части выполнения требования о научно-технологическом потенциале субъекта Российской Федерации, на территории которого запланировано создание Центра (подпункт "б" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 1 части II Критериев отбора).

Потенциал оценивается по двум критериям:

1) отнесение к I или II группе субъектов Российской Федерации по российскому региональному инновационному индексу.

Для подтверждения требования рекомендуется приложить выписку из российского регионального инновационного рейтинга, разрабатываемого Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", размещаемого по адресу: www.region.hse.ru в разделе "Рейтинги".

2) расположение на территории субъекта Российской Федерации научных организаций, отнесенных к 1-й категории образовательных организаций высшего образования, организаций, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", ведущих классических университетов Российской Федерации подтверждается выпиской (выписками) из Единого государственного реестра юридических лиц, а также документами, предусмотренными пунктами 17.1.2.4 и 17.1.3 настоящих методических рекомендаций.

17.2.2.7. Соответствие требованиям о наличии в субъекте Российской Федерации, на территории которого запланировано создание Центра, объектов внутренней научной, исследовательской, коммунальной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая центры коллективного пользования), которые включаются в состав инфраструктуры Центра, и (или) наличии на территории, прилегающей к территории центра, объектов научной, исследовательской, коммунальной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая центры коллективного пользования), которые можно использовать для целей функционирования и развития Центра (абзац третий подпункта "б" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 2 части II Критериев отбора) подтверждается следующим образом.

Наличие указанного имущества подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и кадастровыми картами, а также приложением выписки из программ строительства, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и (или) главой муниципального образования, с указанием объектов строительства необходимой для Центра инфраструктуры.

В целях повышения наглядности представляемой информации рекомендуется приложить карту с изображением объектов инфраструктуры и земельных участков, включаемых в состав Центра и объектов инфраструктуры, которые можно использовать для целей функционирования и развития Центра, с указанием функционального назначения каждого из объектов.

17.2.2.8. Соответствие требованию о наличии в субъекте (субъектах) Российской Федерации, на территории которого (которых) планируется создание Центра, успешного опыта реализации инвестиционного проекта с участием российских и иностранных инвесторов по заявленным направлениям деятельности за последние 10 лет (абзац четвертый подпункта "б" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 3 части II Критериев отбора) подтверждается выпиской из программ территориального планирования, содержащих информацию о реализации инвестиционного проекта, приложением паспорта инвестиционного проекта, пояснительной запиской с краткой информацией о достижении ключевых целей деятельности в ходе реализации проекта и независимой оценкой стоимости проекта. Перечисленные документы подписываются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом муниципального образования Российской Федерации.

17.2.2.9. Соответствие требованию о готовности нормативной базы субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на территории которого запланировано создание Центра (подпункт "в" пункта 2 Требований к содержанию и форме, часть III Критериев отбора) подтверждается выписками из федеральных и (или) региональных документов стратегического планирования, в которых присутствуют мероприятия по созданию и функционированию Центра.

17.2.2.10. Наличие проекта стратегии развития Центра, согласованного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (его профильным заместителем), на территории которого запланировано создание Центра, подтверждается путем представления указанного документа, завизированного на титульном листе, либо путем представления отдельного письма о согласовании проекта стратегии с приложением его текста.

17.2.2.11. Соответствие требованию о прогнозной положительной динамике (включая обоснование) роста объемов доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого запланировано создание Центра, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием Центра (абзац второй подпункта "г" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 1 части IV Критериев отбора) подтверждается приложением расчетов динамики роста доходов с 1-го по 15-й год с даты принятия решения Правительства Российской Федерации о создании инновационного научно-технологического центра с указанием периода, в котором динамика доходов становится положительной.

17.2.2.12. Соответствие требованию о наличии инвестиционных проектов, планирующихся к реализации на территории Центра (абзац третий подпункта "г" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 2 части IV Критериев отбора) подтверждается представлением паспортов инвестиционных проектов, включающих финансово-экономические показатели, а также инвестиционными соглашениями. Указанные документы должны быть подписаны лицом (лицами), осуществляющими инвестиции.

17.2.2.13. Для подтверждения соответствия требованию об обеспечении Центра лицами, заявившими об участии в реализации проекта (абзац четвертый подпункта "д" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 3 части V Критериев отбора), прикладываются письма-согласия о сотрудничестве (приложение N 1 к настоящим методическим рекомендациям) и планы проектов, подтверждающие возможность реализации участниками полного комплекса работ.

Под полным комплексом работ понимается создание участниками Центра научно-технических проектов на территории Центра и дальнейшая работа над их реализацией (от научных исследований до коммерциализации их результатов).

17.2.2.14. Подпункт "е" пункта 2 Требований к содержанию и форме разделен на следующие критерии:

а) для соответствия требованиям обоснованности оценки плановых показателей реализации мероприятий и требованиям обоснованности прогнозных показателей эффективности функционирования Центра (абзацы второй - третий подпункта "е" пункта 2 Требования к содержанию и форме, пункты 1 - 2 части VI Критериев отбора) при проведении оценки рекомендуется исходить из реальных возможностей достижения плановых показателей, в том числе реализации позитивного, умеренного и негативного сценариев;

б) для подтверждения соответствия требованиям по результатам оценки проекта по показателям уровня софинансирования мероприятий по достижению целей создания и обеспечения функционирования Центра, коммерческой ориентированности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых на территории Центра, окупаемости средств, направляемых на финансирование (софинансирование) мероприятий по достижению целей создания и обеспечению функционирования Центра (абзац четвертый подпункта "е" пункта 2 Требований и пункт 1 части VII Критериев отбора) рекомендуется обращаться к рекомендациям, приведенным в пунктах 25.3 - 25.5 настоящих методических рекомендаций;

в) соответствие требованию об обоснованности проекта подтверждается приложением обосновывающих материалов к проекту (абзац пятый подпункта "е" пункта 2 Требования к содержанию и форме и пункт 2 части VII Критериев отбора). В данные материалы рекомендуется включать:

1) оценку рынков сбыта, включая оценку перспективного спроса на результаты деятельности участников Центра, которая подтверждается документом, содержащим информацию о наличии потенциальных покупателей продукции (таким документом может являться обзор отрасли (отраслей), соответствующей заявленным направлениям). Обзор отрасли подразумевает анализ конъюнктуры рынка, оценки предъявляемого рынком спроса и существующего предложения, уровня цен на схожую продукцию.

Оценка уровня конкуренции на основных рынках (внутренний рынок Российской Федерации, рынки иностранных государств и территорий, не входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р) подтверждается представлением обзора внутреннего рынка Российской Федерации и зарубежных рынков не менее двух иностранных государств, на территории которых планируется реализация результата работы Центра. Обзор рынков включает в себя анализ текущего развития отрасли, возможных партнеров или конкурентов, тенденций развития или упадка отрасли;

2) оценку основных рисков реализации проекта и разработка мероприятий по управлению рисками составляется в соответствии с финансово-экономическим обоснованием проекта Центра и проектом стратегии Центра;

3) оценку кадровой потребности Центра (управляющей компании, фонда, основных участников проекта) и проработанность источников обеспечения создаваемых рабочих мест персоналом требуемой квалификации подразумевает представление информации о планируемом количестве рабочих мест с указанием условий оплаты труда и сравнением заработных плат создаваемых рабочих мест со средней по региону в каждой группе должностей.

Создаваемые рабочие места рекомендуется обосновывать в рамках плана деятельности управляющей компании и фонда.

Проработанность источников подтверждается представлением соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями и научными организациями, обучающими или имеющими специалистов требуемой квалификации в соответствии с направлениями деятельности Центра.

17.2.2.15. Соответствие требованию о наличии у руководителя (кандидата на должность руководителя) управляющей компании и руководителя (кандидата на должность руководителя) фонда стажа работы на руководящих должностях не менее 5 лет (абзацы второй - третий подпункта "ж" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункты 1 - 2 части VIII Критериев отбора) подтверждается приложением копий трудовых книжек (выписок из электронных трудовых книжек).

Под опытом работы в руководящей должности подразумевается опыт управления командой или штатом от двух человек.

Опыт создания и обеспечения функционирования объектов коммунальной и научно-исследовательской инфраструктуры и стаж в части реализации инвестиционных проектов федерального (регионального) значения письменно подтверждаются соответствующим органом власти субъекта (муниципального образования) Российской Федерации.

Для подтверждения соответствия требованию о наличии координационного органа (рабочей группы, проектного комитета и так далее) реализации проекта (абзац четвертый подпункта "ж" пункта 2 Требований к содержанию и форме, пункт 3 части VIII Критериев отбора) рекомендуется приложить документ, подтверждающий состав данного органа, согласованный инициатором или уполномоченным должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Помимо представителей инициатора проекта, органа управления субъекта Российской Федерации, на территории которого запланировано создание Центра, и инвестора (инвесторов) проекта, в указанный координационный орган рекомендуется включать представителей профильных федеральных органов исполнительной власти.

18. Рекомендации к разделу 8 "Перечень находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности земельных участков (частей земельных участков), которые предполагается включить в границы территории Центра, и актуальные выписки из Единого государственного реестра недвижимости на них"

18.1. Исходя из положений Федерального закона, территория Центра может располагаться на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, состоять из нескольких обособленных территорий, связанных между собой единым правовым режимом одного Центра.

18.2. Включение в границы территории Центра земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается по согласованию с субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

18.3. Не допускается включение в границы территории Центра земельных участков, находящихся в частной собственности, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных юридическим и (или) физическим лицам, за исключением инициатора проекта, фонда и управляющей компании, а также физического или юридического лица, предоставившего согласие на включение принадлежащего ему земельного участка в состав земельных участков Центра.

18.4. Минэкономразвития России в случае поддержки Предложения инициатора проекта либо на основании поручения Президента Российской Федерации о создании Центра вносит в Правительство Российской Федерации проект решения, который должен содержать информацию о виде права (собственность, аренда), на котором земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, включенные в границы создаваемого Центра, передаются фонду.

18.5. В приложении к разделу 8 рекомендуется предоставить выписки из Единого государственного реестра недвижимости, актуальность которых не превышает 14-дневный срок на момент направления Предложения о создании Центра в Минэкономразвития России.

18.6. В разделе 8 рекомендуется указывать информацию обо всех земельных участках или частях земельных участков, которые включаются в границы Центра. При этом если предполагается передача недвижимого объекта для реализации проекта, а земельный участок под таким объектом не предполагается включать в границы Центра, то рекомендуется указывать информацию о планируемых действиях в отношении такого земельного участка (о его судьбе).

18.7. Раздел 8 рекомендуется заполнять в соответствии с рекомендуемой формой согласно приложению N 3 к настоящим методическим рекомендациям.

19. Рекомендации к разделу 9 "Перечень объектов недвижимого имущества, необходимых для реализации проекта и находящихся в границах территории создаваемого Центра, и актуальные выписки из Единого государственного реестра недвижимости на них"

19.1. В раздел 9 включается информация об объектах недвижимого имущества, которые необходимы для реализации проекта, с указанием права (собственность, аренда), на котором предполагается передача таких объектов недвижимого имущества фонду (в том числе посредством внесения в качестве имущественного взноса), с приложением необходимых обосновывающих материалов, в том числе финансово-экономического характера.

19.2. При формировании перечня документов рекомендуется также включать информацию о линейных объектах (линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги и другие подобные сооружения).

19.3. Рекомендуется представлять информацию о территориальном расположении и собственниках объектов недвижимого имущества.

19.4. В приложении к разделу 9 рекомендуется представить выписки из Единого государственного реестра недвижимости, актуальность которых не превышает 14-дневный срок на момент направления Предложения о создании Центра в Минэкономразвития России.

19.5. В разделе 9 рекомендуется указывать информацию обо всех объектах недвижимого имущества, которые включаются в границы Центра. При этом если предполагается включение земельного участка или части земельного участка в границы Центра, а объект недвижимого имущества на таком земельном участке или части земельного участка предполагается включать в состав объектов инфраструктуры Центра, то рекомендуется указывать информацию о планируемых действиях в отношении такого объекта недвижимого имущества (о его судьбе).

19.6. Раздел 9 рекомендуется заполнять в соответствии с рекомендуемой формой согласно приложению N 4 к настоящим методическим рекомендациям.

20. Рекомендации к разделу 10 "Информация о наличии фонда или предложение о создании такого фонда"

20.1. В раздел 10 рекомендуется включать информацию о наличии фонда, выбранного инициатором проекта в целях реализации проекта, или предложение о создании такого фонда инициатором проекта и кандидатурах генерального директора фонда, руководителя и членов органов управления фонда либо предложение о создании такого фонда Правительством Российской Федерации или Правительством Российской Федерации и инициатором проекта и кандидатурах генерального директора фонда, руководителя и членов органов управления фонда.

20.2. В информацию о наличии фонда рекомендуется включать:

учредительный договор (соглашение) фонда;

устав фонда;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

перечень имущества, передаваемого учредителями в уставный капитал.

20.3. В предложение о создании фонда инициатором проекта, Правительством Российской Федерации или Правительством Российской Федерации и инициатором проекта рекомендуется включать:

проект устава фонда;

информацию о кандидатурах, назначаемых в качестве единоличного исполнительного органа (генерального директора);

информацию о кандидатурах в члены коллегиального исполнительного органа;

информацию о кандидатурах в члены наблюдательного (попечительского) органа;

перечень имущества, передаваемого в уставный капитал.

20.4. В устав фонда в части, регулирующей подготовку отчетности фонда о своей деятельности, включается положение, предусматривающее состав годовой и оперативной отчетности фонда, дату размещения годового отчета на официальном сайте фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", период публикации оперативной отчетности фонда о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также способ информирования уполномоченного органа исполнительной власти о факте размещения годового отчета фонда на официальном сайте фонда.

20.5. В устав фонда в части, касающейся осуществления финансового обеспечения деятельности фонда, рекомендуется включать положения, предусматривающие осуществление финансового обеспечения деятельности фонда и управляющей компании преимущественно за счет доходов, полученных фондом, доходов управляющей организации. На начальном этапе или в случае нехватки таких средств фонда - за счет имущества фонда и (или) иных источников. Объемы финансового обеспечения фонда учитываются в финансовом обосновании к проекту.

20.6. В случае если Центр создается на территории нескольких субъектов Российской Федерации, фонд может создавать в иных субъектах Российской Федерации филиалы на основании доверенности, выданной фондом.

20.7. Рекомендуется в состав коллегиальных органов управления включать представителей профильных федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) предполагается создание Центра.

21. Рекомендации к разделу 11 "Информация о наличии управляющей компании или предложение о создании такой компании"

21.1. В раздел 11 включается предложение об определении акционерного общества, учредителями которого выступают Правительство Российской Федерации и (или) инициатор проекта либо Правительство Российской Федерации, инициатор проекта и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будет расположен Центра, с указанием кандидатур руководителей и членов органов управления управляющей компании (за исключением общего собрания акционеров).

21.2. На одну управляющую компанию могут быть возложены функции по управлению несколькими Центрами.

21.3. Федеральным законом предусмотрена возможность наличия у управляющей компании дочерних обществ, созданных управляющей компанией исключительно в целях осуществления части функций управляющей компании. В таком случае рекомендуется указывать перечень функций, которые будут переданы дочернему обществу.

21.4. В своей деятельности управляющая компания и ее дочерние общества руководствуются гражданским законодательством и Федеральным законом.

22. Рекомендации к разделу 12 "Предложения по комплексному плану развития территории Центра"

22.1. В раздел 12 включаются предложения по комплексному плану развития территории, которые рекомендуется разрабатывать на не менее чем 15-летний горизонт планирования деятельности Центра с детальной проработкой мероприятий в ежегодном разрезе на первые 5 лет деятельности Центра.

22.2. В границы территории Центра могут быть включены удаленные друг от друга земельные участки, в том числе расположенные в различных субъектах Российской Федерации, что также учитывается в комплексном плане развития территории.

22.3. Предложения по комплексному плану развития территории должны содержать мероприятия по развитию на земельном участке Центра образовательной, научно-технологической и инновационной, а также транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения эффективной деятельности Центра.

22.4. Рекомендуется учитывать необходимость комплексного развития территории Центра, включая проработку вопроса создания за пределами земельного участка Центра производственной, социальной, а также транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры. Вопрос о комплексном развитии такой территории рекомендуется прорабатывать по согласованию с субъектом Российской Федерации и соответствующими муниципальными образованиями.

22.5. В предложениях по комплексному плану развития территории, а также для отражения перспективы комплексного развития территории базирования Центра могут отображаться как текущие, так и планируемые для размещения объекты:

- в пределах земельного участка, предлагаемого к включению в состав земельных участков Центра:

объекты образовательной, научно-технологической и инновационной инфраструктуры;

объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, автомобильные дороги;

многофункциональный центр;

иные объекты, необходимые для реализации проекта в соответствии с положениями Федерального закона;

- за пределами земельного участка Центра:

объекты жилищного фонда (постоянного и временного проживания), здравоохранения, физической культуры и спорта, здравоохранения;

объекты утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;

автомобильные дороги;

иные объекты, необходимые для реализации проекта в соответствии с положениями Федерального закона;

- в пределах и (или) за пределами земельного участка Центра:

объекты внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры (включая центры коллективного пользования), которые возможно использовать для целей функционирования и развития Центра.

22.6. При формировании территориального плана и планировании объектов инфраструктуры там, где применимо, рекомендуется использовать характеризующие параметры инфраструктуры, указанные в Приложении N 7 к настоящим методическим рекомендациям, указывать сроки ее создания, ответственных исполнителей.

22.7. При подготовке предложений по комплексному плану рекомендуется руководствоваться, где применимо, Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденными приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. N 244.

22.8. В предложении к комплексному плану развития территории рекомендуется предусматривать зонирование территории по функциональным зонам: к функциональным зонам могут быть отнесены общественно-деловые зоны, жилые зоны, рекреационные зоны, производственные и коммунальные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, пригородные и иные функциональные зоны.

22.9. Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений.

22.10. При формировании комплексного плана развития территории Центра рекомендуется учитывать документы территориального планирования, сведения о территориальном планировании, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, утвержденной статьей 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

23. Рекомендации к разделу 13 "Предложения по содержанию правил проекта"

23.1. Раздел 13 рекомендуется формировать в соответствии с рекомендуемыми правилами проекта, приведенными в приложении N 5 к настоящим методическим рекомендациям.

23.2. В раздел 13 рекомендуется включать:

правила осуществления отдельных видов деятельности, установленных Федеральным законом;

правила обращения юридических лиц в управляющую компанию для получения статуса участника проекта;

порядок принятия решений о предоставлении юридическому лицу статуса участника проекта и его включении в реестр лиц, участвующих в реализации проекта, а также о лишении юридического лица статуса участника проекта и его исключении из реестра лиц, участвующих в реализации проекта;

критерии определения лиц, участвующих в реализации проекта, которым земельные участки могут быть предоставлены в субаренду на льготных условиях;

критерии определения лиц, участвующих в реализации проекта, которым объекты инфраструктуры Центра могут предоставляться на льготных условиях;

случаи и порядок утраты юридическим лицом статуса участника проекта;

правила обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в управляющую компанию для включения в реестр лиц, участвующих в реализации проекта, без получения статуса участника проекта, а также случаи и порядок их исключения из указанного реестра;

условия инвестирования потенциальными участниками проекта средств в создание инфраструктуры Центра и последующего использования созданной на средства инвестора инфраструктуры;

иные положения, включение которых в правила проекта предусмотрено Федеральным законом.

23.3. При формировании предложений по содержанию правил проекта рекомендуется исходить из принципа эффективного распределения полномочий и ответственности между участниками проекта и иными лицами, участвующими в проекте, реализации их прав и обязанностей, достижения запланированных результатов деятельности лиц, участвующих в проекте.

23.4. В целях формирования эффективных правил ведения деятельности в рамках Центра, а также для привлечения необходимого для реализации проекта количества потенциальных участников в предложении по содержанию правил проекта рекомендуется отразить положения, необходимые для расчета экономических выгод и рисков потенциальных участников (включая инвесторов), а также вопросы, связанные с особенностью регулирования отдельных отношений при реализации проекта, предусмотренных Федеральным законом, включая, например, медицинскую и образовательную деятельность.

23.5. В предложении по содержанию правил проекта рекомендуется предусмотреть положения, устанавливающие в общем случае прямой запрет на отчуждение или на действия, способствующие отчуждению объектов недвижимости Центра, имущества Центра, в том числе объектов инфраструктуры, находящихся в границах территории Центра и (или) необходимых для обеспечения деятельности Центра, а также запрет на действия, влекущие в случае ликвидации фонда, управляющей компании невозможность возврата в собственность Российской Федерации объектов недвижимости Центра, имущества Центра, в том числе объектов инфраструктуры, находящихся в границах территории Центра, из собственности фонда и (или) управляющей компании.

23.6. В предложении по правилам проекта рекомендуется предусмотреть процедуры предоставления отчетности о деятельности фонда, управляющей компании в формате годового отчета.

Размещение отчетов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 февраля 2022 г. N 40 "Об утверждении порядка представления управляющей компанией инновационного научно-технологического центра отчета о реализации стратегии развития инновационного научно-технологического центра и отчета о своей деятельности, формы отчета управляющей компании инновационного научно-технологического центра о реализации стратегии развития инновационного научно-технологического центра, формы отчета управляющей компании инновационного научно-технологического центра о своей деятельности".

23.7. В случае выявления необходимости уточнения отчетных данных, в том числе по запросу Минэкономразвития России, отчетные данные рекомендуется корректировать в 10-дневный срок с момента возникновения такой необходимости.

23.8. При формировании предложения по содержанию правил проекта рекомендуется предусматривать положения о необходимости формирования отчетов по запросу Минэкономразвития России в срок не позднее 21-го календарного дня с момента направления соответствующего запроса в адрес фонда и (или) управляющей компании.

24. Рекомендации к разделу 14 "Предложения по содержанию пояснительной записки к проекту решения Правительства Российской Федерации о создании Центра"

24.1. Оформление пояснительной записки рекомендуется осуществлять согласно рекомендуемой форме в соответствии с приложением N 6 к настоящим методическим рекомендациям.

25. Рекомендации к разделу 15 "Финансово-экономическое обоснование проекта решения Правительства Российской Федерации о создании Центра"

25.1. К Предложению прикладываются сведения о финансовом обеспечении реализации проекта создания и функционирования Центра (рекомендуется оформлять согласно рекомендуемой форме, приведенной в приложении N 8 к настоящим методическим рекомендациям).

25.2. В финансовое обоснование рекомендуется включать расчеты объемов финансового обеспечения фонда и управляющей компании.

25.3. При формировании оценки потребности в софинансировании проекта из средств регионального бюджетов и (или) внебюджетных источников целесообразно исходить из того, что доля участия таких средств в проекте должна составлять не более 50% от общего объема средств.

25.4. При формировании оценки коммерческой ориентированности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых на территории Центра, рекомендуется исходить из того, что разница между размером выручки, планируемой к получению участниками проекта и управляющей компанией Центра на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом и размером необходимых для создания инфраструктуры Центра средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета и планируемых инвестиций лиц, участвующих в реализации проекта, будет неотрицательна.

25.5. Рекомендуется предусматривать не более чем 15-летний срок окупаемости средств (периода, в котором накопленное сальдо средств становится положительным), направляемых на финансирование (софинансирование) мероприятий, направленных на создание Центра.

25.6. Сведения о финансовом обеспечении проекта рекомендуется подтверждать инвестиционными соглашениями, рекомендуемое оформление которых приведено в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям. Намерения участников инновационного научно-технологического центра о соинвестировании в создание и развитие Центра также подтверждаются инвестиционными соглашениями.

25.7. В финансовую модель рекомендуется включать <4>:

--------------------------------

<4> Финансовая модель составляется на срок не менее 15 лет.

1) сведения о финансовом обеспечении реализации проекта;

2) программу основных мероприятий по реализации проекта не менее чем на 5 лет;

3) капитальные затраты на строительство объектов инфраструктуры Центра;

4) операционные расходы фонда Центра и управляющей компании Центра;

5) расчет налоговых, социальных отчислений;

6) расчет выручки Центра;

7) величину заемного финансирования;

8) бюджетный эффект от реализации проекта;

9) отчет о прибылях и убытках Центра;

10) план по заполнению площадей Центра;

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 17.2.2.14, а не пункта 17.2.2.13.

11) материалы, содержащие информацию, предусмотренную подпунктом "в" пункта 17.2.2.13 настоящих методических рекомендаций.

26. Рекомендации к разделу 16 "Технико-экономическое обоснование к проекту решения Правительства Российской Федерации о создании Центра"

26.1. В раздел 16 включаются сведения о технико-экономических показателях реализации проекта создания и функционирования Центра. Описание технико-экономического обоснования приводится в произвольной форме, а его ключевые параметры рекомендуется приводить в формате таблиц и диаграмм. В приложении к проекту рекомендуется представлять исходные данные, методики и формулы расчетов.

26.2. Раздел "Технико-экономическое обоснование к проекту решения Правительства Российской Федерации о создании Центра" может содержать детализированную информацию о следующих показателях реализации проекта:

1) инвестиционные затраты, в том числе капитальные вложения и инвестиции некапитального характера, связанные с реализацией проекта, с указанием направлений, источников инвестиций, в том числе средства федерального и регионального бюджета, а также внебюджетные источники;

2) операционные расходы создаваемого Центра в период до начала получения доходов, в том числе фонд заработной платы, отчисления на социальные нужды, накладные и командировочные расходы;

3) формы финансирования инвестиционных затрат по реализации проекта с указанием источников финансирования;

4) износ и остаточная стоимость объектов основных средств, находящихся в собственности лиц, участвующих в проекте, с указанием материальных и нематериальных объектов;

5) источники поступлений лиц, участвующих в реализации проекта, от реализации проекта;

6) число участников проекта, численность и заработная плата персонала лиц, участвующих в реализации проекта, с указанием выпадающих налоговых доходов по отчислениям на социальные нужды сотрудников участников проекта;

7) текущие расходы органов управления Центра с детализированной структурой расходов и с указанием выпадающих налоговых доходов по налогу на имущество и по земельному налогу;

8) финансовый отчет органов управления Центра, включая показатели выручки от реализации; расходов, связанных с производством и реализацией; прибыли от реализации; чистой прибыли; распределения прибыли;

9) определение налога на прибыль и дивидендов участников проекта и иных лиц, участвующих в реализации проекта, за исключением органов управления Центра, с указанием выпадающих налоговых доходов по налогу на прибыль;

10) налоговые поступления и выплаты лиц, участвующих в реализации проекта, с указанием выпадающих налоговых доходов;

11) экономия от реализации проекта с указанием сокращения расходов участников проекта и инвесторов;

12) отчет о движении денежных средств с указанием операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

13) оценка показателей коммерческой эффективности деятельности с указанием коэффициента дисконтирования, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности проекта, внутренней нормы доходности проекта, дисконтированного срока окупаемости;

14) бюджетная эффективность реализации проекта с указанием бюджетного потока, коэффициента бюджетной эффективности, чистого дисконтированного дохода бюджета, индекса доходности бюджета, внутренняя норма доходности бюджета, дисконтированного срока окупаемости бюджетных средств;

15) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы участников проекта с указанием капитальных и текущих затрат;

16) планы по производству продукции, работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности на территории Центра с указанием объема продаж инновационной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и количества созданных объектов интеллектуальной собственности.

Указанные сведения рекомендуется предоставлять в соответствии с содержанием проекта стратегии Центра.

26.3. Ключевые параметры технико-экономического обоснования рекомендуется приводить в формате таблиц (согласно рекомендуемой форме, предусмотренной в приложении N 9 к настоящим методическим рекомендациям).