МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 17 августа 2022 г. N Исх-33606/04

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9

В первом полугодии 2022 года произошло 32 инцидента, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами. Кроме того за указанный период учтено 334 сообщения о столкновениях (угрозах столкновений) воздушных судов с птицами, не приведших к угрозе безопасности полетов. Распределение количества столкновений (угроз столкновений) представлено на рисунке 1.

00000001.png

Рисунок 1. Распределение количества столкновений

(угроз столкновений)

154 столкновения (угрозы столкновения) произошло на этапах взлета и посадки в аэропортах (районе аэропорта) Российской Федерации. Распределение абсолютных показателей количества столкновений по аэропортам представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение абсолютных показателей количества

столкновений по аэропортам Российской Федерации

Наименование аэропорта (района аэропорта)

Количество учтенных событий

ULLI Пулково

37

UUEE Шереметьево

15

UUWW Внуково

12

UUDD Домодедово

10

URSS Сочи

9

UMKK Калининград

7

URMM Минеральные Воды

6

URML Махачкала

4

UNNT Новосибирск

3

UNOO Омск

3

URMO Владикавказ

3

USRR Сургут

3

USTR Тюмень

3

ULAA Архангельск

2

URRP Ростов-на-Дону (Платов)

2

URWW Волгоград

2

USNN Нижневартовск

2

UUYY Сыктывкар

2

UWGG Нижний Новгород

2

UWLL Ульяновск (Баратаевка)

2

UWWW Самара (Курумоч)

2

UEEE Якутск

1

UIII Иркутск

1

UNAA Абакан

1

UNBG Горно-Алтайск

1

UNKL Красноярск

1

URKK Краснодар

1

URMG Грозный

1

URMT Ставрополь

1

USCC Челябинск

1

USHH Ханты-Мансийск

1

USKK Киров

1

USSS Екатеринбург

1

UUBP Брянск

1

UUBW Жуковский (Раменское)

1

UUCU Гринвуд

1

UUDL Ярославль

1

UUOB Белгород

1

UWKE Бегишево (Нижнекамск)

1

UWKS Чебоксары

1

UWPP Пенза

1

UWSG Саратов (Гагарин)

1

Исходя из приведенных данных видно, что, несмотря на окончание сезона массовых миграций птиц, продолжает иметь место значительное количество случаев столкновений воздушных судов с птицами, которое в ряде случаев приводит к выходу из строя отдельных частей воздушных судов (и, соответственно, дорогостоящему ремонту) и в перспективе может привести к серьезному инциденту.

Данные факты могут свидетельствовать о недостатках в работе как служб орнитологического обеспечения полетов операторов аэродромов, так и остальных организаций, задействованных в обеспечении полетов: эксплуатантов воздушных судов, органов обслуживания воздушного движения, а также недостатков в их взаимодействии.

По указанным причинам Росавиация отмечает, что основные функции в части орнитологического обеспечения полетов должны распределяться следующим образом.

Оператор аэродрома:

наблюдение за птицами и дикими животными на аэродроме и в прилегающих районах;

организация необходимых мер вмешательства в соответствии с разделом 4.12 Руководства по аэродрому и Инструкцией по орнитологическому обеспечению полетов. Целью всех мероприятий является устранение любых обнаруженных факторов опасности, связанных с птицами и дикими животными;

предоставление подразделениям ОВД подробной информации о потенциальной опасности, создаваемой птицами и дикими животными;

учет всех наблюдаемых птиц и диких животных (на территории аэропорта и в прилегающей зоне);

учет мероприятий по контролю за птицами и результатов данных мер;

регистрация фактических, потенциальных или предполагаемых случаев столкновений с птицами;

выработка усовершенствованных (дополнительных) мероприятий по контролю за птицами и дикими животными, исходя из местных условий.

Орган ОВД:

информирование оператора аэродрома о случаях выявления птиц в зонах полетов воздушных судов;

принятие непосредственных мер в связи с выявлением опасности столкновения с птицами, например задержка взлета ВС, изменение ВПП для посадки или взлета, изменение маршрутов и высоты.

Представители службы ОВД должны принимать участие в работе по орнитологическому обеспечению полетов оператора аэродрома, включая согласование Инструкции по орнитологическому обеспечению полетов.

Эксплуатант воздушных судов:

информирование о всех случаях столкновения с птицами, а также о факторах опасности, которые наблюдались персоналом авиакомпании как в воздухе, так и на земле.

При высокой частоте столкновений ВС с птицами на определенных аэродромах рекомендуется проводить внутренние расследования в авиакомпании с информированием оператора аэродрома и Росавиации.

С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю принять дополнительные меры по орнитологическому обеспечению полетов:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

довести настоящую информацию по безопасности полетов до руководителей операторов аэродромов, авиакомпаний и органов ОВД на аэродромах;

обеспечить проведение заседаний групп по безопасности на ВПП по рассмотрению вопросов орнитологического обеспечения полетов с участием представителей территориального органа Росавиации.

2. Руководителям операторов аэродромов:

с учетом отмеченной в настоящей ИБП статистики и данных о наблюдении птиц на территории аэродромов и вблизи них определить фактический риск столкновения ВС с птицами и серьезность столкновения для всех отмеченных видов птиц (пример прилагается);

определить дополнительные мероприятия по минимизации последствий столкновения с птицами (дополнительные патрулирования территории аэродрома в целях выявления и отпугивания птиц, привлечение сторонних организаций для удаления птиц и условий их скопления, прочие мероприятия);

обеспечить проведение мероприятий по отпугиванию птиц и ликвидации мест их скопления в соответствии с особенностями поведения конкретных их видов;

рассмотреть возможность опубликования сведений о периодах массовых перелетах птиц в сборниках аэронавигационной информации и путем издания NOTAM;

провести работу с авиакомпаниями по принимаемым мерам борьбы с птицами;

обеспечить исполнение рекомендаций, указанных в письме Росавиации от 04.03.2022 N Исх-6946/04;

установить в повестку дня каждого заседания групп по безопасности на ВПП пункт по орнитологическому обеспечению полетов с обсуждением эффективности принимаемых мер и выработке дополнительных мероприятий.

3. Руководителям авиакомпаний:

в рамках СУБП определить аэропорты с наибольшей вероятностью столкновения с птицами;

для аэропортов со сложной орнитологической обстановкой обеспечить участие в группах по безопасности на ВПП представителей авиакомпании на постоянной основе.

4. ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":

обеспечить информирование оператора аэродрома обо всех случаях наблюдения птиц;

обеспечить участие представителей органов ОВД в заседаниях групп по безопасности на ВПП.

И.о. руководителя

Н.В.АНДРИАНОВА