Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

II. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров

II. Организация руководства работами по тушению

лесных пожаров

9. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара <2> и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2972; 2016, N 16, ст. 2218).

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2973; 2017, N 8, ст. 1231).

10. Прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, а также возобновление работ по тушению таких пожаров осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации <4> с одновременным направлением обосновывающих материалов в федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров. Федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров вправе давать указания о возобновлении тушения указанных лесных пожаров.

--------------------------------

<4> Пункт 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275).

В зоне контроля лесных пожаров, в отношении которой принято решение о прекращении, приостановке работ по тушению лесных пожаров, устанавливается наблюдение авиационными и (или) космическими средствами.

Данные об основных характеристиках таких пожаров (площади, форме, ежедневной динамике развития) подлежат обязательному учету (регистрации) с ежедневным отражением указанных данных в материалах официальной отчетности и донесениях, предоставляемых специализированной диспетчерской службой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства.

11. В случае распространения действующего лесного пожара в зоне контроля в пределах 5-километровой зоны вокруг населенного пункта и объекта экономики, в отношении которого Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации принято решение о прекращении (приостановке) работ по его тушению, решение о возобновлении работ по тушению данного лесного пожара принимает указанная комиссия.

12. При действии на территории лесничества нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных формирований и привлеченных лесопожарных формирований, организацию тушения лесных пожаров на территории лесничества осуществляет оперативный штаб лесничества (далее - Оперативный штаб).

Оперативный штаб создается решением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, ежегодно до начала пожароопасного сезона и действует до его окончания.

13. В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров.

Руководит работой Оперативного штаба, действующего на территории лесничества, руководитель лесничества или руководитель лесопожарной организации.

14. Оперативный штаб:

а) осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров;

б) взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров;

в) организует межведомственное взаимодействие;

г) организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров;

д) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.

15. В случае привлечения к тушению лесных пожаров населения и (или) работников организаций в соответствии с планами тушения лесных пожаров руководство работой указанных лиц осуществляют уполномоченные лица из числа работников подразделений лесопожарных формирований или работников лесничества, имеющих навыки в тушении лесных пожаров.

16. Подразделения пожарной охраны, поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования, спасательные воинские формирования МЧС России, формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.

17. К каждому из подразделений (формирований), указанных в пункте 16 настоящих Правил, в целях координации деятельности указанных подразделений (формирований) назначается ответственный руководитель из числа работников подразделений лесопожарных формирований или работников лесничества.

18. Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара из числа специально подготовленных работников, который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных формирований, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесного пожара.

19. Руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации (лесопожарного формирования).

20. В случае, когда руководитель тушения крупного лесного пожара (в районе применения наземных сил и средств пожаротушения, площадью 25 гектар и более, в районе применения авиационных сил и средств пожаротушения и зоне контроля лесных пожаров - площадью 200 гектар и более) отсутствует (не определен), его назначение производится распоряжением старшего по должности руководителя подразделения лесопожарной организации или решением Оперативного штаба.

21. В случае введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, назначение лица руководителем тушения крупного лесного пожара производится решением Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по согласованию с руководством организации, в которой работает указанное лицо.

22. В случае, когда руководитель тушения лесного пожара ранее был назначен распоряжением руководителя Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение иного лица в качестве руководителя тушения лесного пожара, отстранение действующего руководителя тушения лесного пожара от исполнения обязанностей производятся на основании распоряжений этих органов.

23. В период действия особых противопожарных режимов Оперативный штаб взаимодействует с соответствующей Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В случае введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, координацию деятельности Оперативного штаба осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с пунктом 9 Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2971; 2022, N 28, ст. 5128).

24. В районах применения наземных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам наземных подразделений лесопожарных формирований.

25. В районах применения авиационных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам из числа находящихся на пожарах групп (команд) парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также летчиков-наблюдателей.

26. Руководитель тушения лесного пожара:

а) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;

б) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;

в) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре, организует поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от пожара;

г) взаимодействует с Оперативным штабом;

д) при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных, специально подготовленных работников, участвующих в тушении лесного пожара;

е) не оставляет место лесного пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован;

ж) в случаях, когда распространение фронта верхового пожара происходит по направлению к населенному пункту или объекту инфраструктуры в радиусе менее пяти километров от него, при возникновении неблагоприятных изменений погодных условий (в том числе при получении неблагоприятного метеорологического прогноза), когда низовой сильный пожар или верховой пожар распространяется в радиусе менее пяти километров от населенного пункта или объекта инфраструктуры, при возникновении опасных обстоятельств (наличие угрозы взрывов взрывчатых материалов на взрывопожароопасных объектах, отравления токсическими веществами, нарушения экологической и санитарной безопасности территорий, усиления радиоактивного загрязнения территорий вследствие воздействия открытого огня на лесные участки), когда пожар действует в радиусе менее пяти километров от населенного пункта или объекта инфраструктуры, руководитель тушения лесного пожара имеет право объявить наличие угрозы населенному пункту или объекту инфраструктуры и сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу;

з) в случаях наличия угрозы, указанной в подпункте "ж" пункта 26 настоящих Правил, при необходимости направляет предложения о проведении эвакуационных мероприятий в соответствующую комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Оперативный штаб, в том числе через специализированную диспетчерскую службу.

27. Руководитель тушения лесного пожара не имеет права возложить исполнение своих обязанностей на иных лиц, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 26 настоящих Правил.

28. Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

В случае обнаружения летчиком-наблюдателем с борта воздушного судна угрозы жизни и здоровью работников, участвующих в тушении лесного пожара, указания летчика-наблюдателя по выводу сил и средств пожаротушения из опасных зон пожара выполняются руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных формирований незамедлительно.

29. Если прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений принимает руководство тушением лесного пожара на себя, ответственность за принимаемые решения по тушению пожара возлагается на данное должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Момент оглашения вышестоящим должностным лицом лесопожарного формирования или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений своего первого устного распоряжения является моментом принятия на себя руководства тушением лесного пожара. При принятии на себя руководства данное должностное лицо обязано незамедлительно сообщить в специализированную диспетчерскую службу об этом.

30. Руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных формирований, руководители подразделений лесопожарных формирований в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны:

а) обеспечить выполнение работниками соблюдения технологий проведения работ по тушению лесных пожаров, правил по охране труда и техники безопасности;

б) обеспечить организацию в течение всего периода тушения лесного пожара постоянной связи между подразделениями лесопожарных формирований, участвующими в тушении пожаров;

в) обеспечить соблюдение принципов единоначалия и дисциплины работниками, участвующими в тушении пожара;

г) организовать обеспечение работников, участвующих в тушении пожара, специальной одеждой из огнестойкой ткани (предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров) и средствами индивидуальной защиты, в том числе с учетом особенностей местных условий в районе выполнения работ;

д) обеспечить использование исправного оборудования, механизмов и инструментов при выполнении работ по тушению пожара;

е) обеспечить организацию оптимального режима работы и отдыха работников, участвующих в тушении лесного пожара;

ж) обеспечить организацию регулярного питания (из расчета дневной нормы в объеме не менее 4500 ккал на человека) и снабжения питьевой водой (из расчета дневной нормы не менее 6 литров питьевой воды на человека) лиц, выполняющих работы по тушению лесного пожара;

з) создать условия для оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим при тушении лесного пожара работникам, проведения своевременных мероприятий по их доставке в медицинскую организацию.

31. При тушении крупного лесного пожара руководитель тушения лесного пожара вправе организовать штаб по тушению лесного пожара. Решение о целесообразности организации штаба по тушению лесного пожара, место его расположения, состав и количество лиц, задействованных в работе штаба по тушению пожара, определяются руководителем тушения лесного пожара.

32. Руководитель тушения лесного пожара назначает начальника штаба.

33. Основные задачи штаба по тушению лесного пожара:

а) сбор и обобщение информации о состоянии лесного пожара и ходе его тушения;

б) планирование действий по тушению лесного пожара;

в) обеспечение руководства подразделениями лесопожарных формирований, их взаимодействия и координации работ по тушению пожара;

г) обеспечение связи между подразделениями лесопожарных формирований;

д) решение вопросов обеспечения работ по тушению лесного пожара;

е) взаимодействие с Оперативным штабом;

ж) учет сил, средств и ресурсов пожаротушения.