Продукции из каких государств необходимо предоставлять приоритет

Из названия Постановления N 925 может возникнуть предположение о том, что что приоритет должен предоставляться исключительно продукции российского происхождения. Однако пункт 8 Постановления N 925 содержит норму, в соответствии с которой приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Из буквального толкования этих документов вытекает следующее.

Согласно абзацу первому статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ 1947), которое включено в состав ГАТТ 1994 года, Договаривающиеся Стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства.

Абзац четвертый упомянутой статьи устанавливает, что товарам с территории любой Договаривающейся Стороны, ввозимым на территорию другой Договаривающейся Стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Положения этого пункта не препятствуют применению дифференцированных внутренних сборов за перевозку, которые основаны исключительно на экономических показателях средств транспорта, а не на национальном происхождении товара.

Из указанных правил существует исключение: закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (абзац восьмой статьи III ГАТТ 1947). Правительственным целям отвечают закупки для государственных и муниципальных нужд, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Закупки отдельных видов юридических лиц осуществляются в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения собственных потребностей, поэтому под исключения из ГАТТ 1994 не подпадают.

Подтверждением того, что товарам из государств - членов ВТО предоставляется приоритет наравне с отечественными товарами, может послужить сложившаяся судебная практика.

Арбитражным судом Уральского округа по делу N А60-28619/17 было принято постановление от 16 апреля 2018 г. N Ф09-1219/2018, в котором сделан вывод о том, что приоритет российской продукции не должен предоставляться по отношению продукции из КНР.

Суд кассационной инстанции мотивировал свое решение следующим образом.

В состав ГАТТ 1994 входит ГАТТ 1947 года. Согласно пункту 1 статьи 1 ГАТТ 1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон.

В соответствии с ГАТТ 1947 КНР является по соглашению договаривающейся стороной. При таких обстоятельствах суды обоснованно исходили из того, что преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории КНР. Приоритет российской продукции не должен предоставляться по отношению продукции из КНР.

Аналогичный вывод был сделан в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 марта 2019 г. N Ф03-733/2019 по делу N А04-4969/2018 в отношении государства - участника ГАТТ 1947 (в составе ГАТТ 1994) - Индии.

При этом обращает на себя внимание постановление относительно острова Тайвань (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2019 г. N Ф05-22473/2018 по делу N А40-37602/2018).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, истцом был предложен товар, произведенной на территории иностранного государства Тайвань (буквенный код по таможенному классификатору TW (TWN)), которое не является участником каких-либо торговых отношений с Российской Федерации и не является участником ГАТТ 1947 года (регион Китайской Народной Республики, который считает себя независимым государством).

Суды обеих инстанций, приняв во внимание общеизвестный факт существования конфликта двух сторон - Китайской Народной Республики (КНР) и Китайской Республики (КР или Тайвань), правомерно исходили из того, что товары произведенные на острове Тайвань не могут быть признаны как товары, произведенные на территории Китайской Народной Республики, Тайвань не присоединилась к ГАТТ 1947 года и не являлась договаривающейся стороной по вышеупомянутому соглашению, что подтверждается официальной позицией МИД РФ.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 утвержден Классификатор стран мира, который впоследствии принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира". Указанный классификатор включает в себя, в том числе, краткие наименования стран мира.

В Общероссийском классификаторе стран мира имеются страны Китай и Тайвань (Китай); в отношении товаров, страной-производителем которых является Тайвань, указывается код страны "TW" расшифровывающийся как "Тайвань (Китай)".

Таким образом, суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов нижестоящих инстанций об отклонении довода истца, что буквенный код TW TWN Тайвань (Китай) следует расшифровать следующим образом: "Тайвань" указывает на место производства товара, а слово "Китай" на страну происхождения.

Таковы выводы по Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года: к товарам, происходящим из государств - участников ГАТТ 1994, предоставляется приоритет наравне с товарами российского происхождения. Перечень государств, входящих в ВТО, приведен в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

Государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика. В соответствии с Договором о ЕАЭС порядок регулирования закупок устанавливается Приложением N 25 к названному соглашению.

В терминологии указанного приложения речь идет о государственных (муниципальных) закупках, под которыми понимается приобретение заказчиками товаров, работ, услуг, и иные закупки за счет бюджетных, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством государства - члена о закупках, а также отношения, связанные с исполнением договоров (контрактов) о закупках.

Необходимо рассматривать данное международное соглашение в целом. Согласно статье 34 Раздела IX Договора о ЕАЭС, в которой устанавливается, что в отношении внешней торговли товарами применяется режим наибольшего благоприятствования в понимании ГАТТ 1994 в тех случаях и на условиях, когда применение режима наибольшего благоприятствования предусмотрено международными договорами Союза с третьей стороной, а также международными договорами государств - членов с третьей стороной.

С учетом указанной статьи при закупке товаров приоритет товарам, происходящим из государств, входящих в состав ЕАЭС, предоставляется наравне с российскими товарами и товарами из стран - участниц ВТО.

В защиту данной точки зрения выступают разъяснения разработчика рассматриваемого нормативного правового акта в лице Минэкономразвития России.

В письме Минэкономразвития России от 21.10.2016 N Д28и-2806 пояснялось, что Постановление N 925 применяется с учетом законодательства Евразийского экономического союза.

В дальнейшем федеральный орган дал более расширенную трактовку положения Постановления N 925 (письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 N Д28и-2858, N Д28и-2839) указав, что белорусские товары, а также работы и услуги, выполняемые лицами этой страны, будут наравне с отечественными иметь приоритет перед иностранными товарами, работами и услугами, которые осуществляют иностранцы.

Позднее в письме от 10.04.2017 N ОГ-Д28-4261 Министерство делает вывод о том, что товарам, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза, работам, услугам, выполняемым, оказываемым указанными лицами, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами.

Согласно постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф09-1219/18 по делу N А60-28619/2017 приоритет товарам белорусского происхождения необходимо предоставить наравне с российскими товарами.

Таким образом, объединяя все сказанное выше, отмечаем, что приоритет в рамках Постановления N 925 предоставляется в отношении товаров российского происхождения, а также товаров из государств, входящих в состав Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза.

Постановлением N 925 предоставляется приоритет не только российским товарам, но и работам и услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами.

В данном контексте ГАТТ 1994 не подлежит применению, поскольку регулирует вопросы исключительно по поставке товаров. Следует заметить, что пункт 8 Постановления не содержит ссылки на Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 года, следовательно, при закупках работ и услуг можно говорить о предоставлении приоритета работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами - резидентами стран ВТО.

В отношении Договора о ЕАЭС сложилась иная ситуация. В отношении лиц, зарегистрированных на территории государств - членов ЕАЭС, приоритет таким лицам предоставляется наравне с российскими лицами в силу пункта 21 приложения N 16 к Договору о ЕАЭС, который устанавливает национальный режим при торговле услугами.

При этом необходимо иметь в виду, что принятие заказчиком решения об отнесении того или иного участника закупки к российским юридическим лицам осуществляется исходя из данных о регистрации указанного лица, которые содержатся в его учредительных документах и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации.