3.2. Физиолого-гигиеническая оптимизация учебного процесса с использованием электронных средств обучения

3.2. Физиолого-гигиеническая оптимизация учебного процесса

с использованием электронных средств обучения

Регламентированное использование ЭСО на уроках - залог высокой успешности обучения, предотвращения развития переутомления обучающихся.

Медицинский работник ОО совместно с руководством и педагогами осуществляет контроль за организацией образовательного процесса.

Утомительность учебных занятий с использованием ЭСО зависит от длительности и интенсивности работы. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам (Приложение 3).

Одновременное использование обучающимися на уроке более двух различных ЭСО не рекомендуется.

Интенсивность учебной деятельности определяют по показателю общей плотности урока (отношение времени, в течение которого обучающийся занят учебной работой, ко времени всего занятия, выраженное в процентах). Важным гигиеническим показателем урока является количество смен видов деятельности. Рекомендуется проведение физкультминуток в процессе учебной деятельности для профилактики зрительного утомления. Доказано положительное влияние физкультминуток (Приложение 4) на состояние органа зрения и снижение утомительности учебной работы.

Гигиеническая оценка урока в условиях применения ЭСО проводится на основе результатов анкетирования педагогов (Приложение 5) с оценкой каждого показателя организации урока в баллах (табл. 1) и заполнением протокола (табл. 2). Итоговый балл соответствует уровню гигиенической рациональности урока.

Таблица 1 - Оптимальные показатели организации урока с использованием ЭСО

Показатели организации урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Нерациональный

Оценочные баллы

1 балл

0 баллов

1. Плотность урока

Начальные классы

Средние/старшие классы

Начальные классы

Средние/старшие классы

60 - 80%

Не более 90%

Более 80%

Более 90%

2. Кол-во смен видов учебной деятельности на уроке

не более 7

более 7

3. Непрерывное время использования ЭСО

соответствует гигиеническим нормативам

не соответствует гигиеническим нормативам

4. Суммарное время использования ЭСО

соответствует гигиеническим нормативам

не соответствует гигиеническим нормативам

5. Наличие физических упражнений, для профилактики зрительного и общего утомления

присутствует

отсутствует

Таблица 2 - Форма протокола гигиенической оценки урока с использованием ЭСО

Показатели организации урока

Оценка в баллах

1. Плотность урока

2. Кол-во смен видов учебной деятельности на уроке

3. Непрерывное время использования ЭСО

4. Суммарное время использования ЭСО

5. Наличие комплекса упражнений, направленных на профилактику зрительного и общего утомления

Итоговый балл

В зависимости от значения итогового балла выделяют:

- гигиенически рациональный урок - 5 баллов;

- недостаточно рациональный урок - 3 - 4 балла (при условии оценивания каждого из показателей урока N 1, N 3, N 4 в 1 балл);

- гигиенически нерациональный урок - 2 балла и менее.

Предложенную методику гигиенической оценки урока с использованием ЭОС целесообразно использовать медицинскими работниками ОО для выявления факторов организации урока, способствующих переутомлению обучающихся с целью снижения риска возникновения школьно-обусловленных заболеваний.

Контроль исправления выявленных недостатков проводят в течение 2-х недель с момента установления нарушений.