Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Продуктовые границы рынка финансовых услуг

2.1.1. Определение продуктовых границ рынка финансовых услуг представляет собой процедуру определения финансовой услуги исходя из видов деятельности финансовой организации и (или) финансовых услуг, рассматриваемых в совокупности в силу единства их функционального назначения, применения, цены и (или) других параметров.

2.1.2. При определении финансовой услуги первоначально устанавливается ее принадлежность к группам в зависимости от видов деятельности финансовых организаций, в том числе лицензируемых, с использованием классификаторов видов экономической деятельности и услуг, правил лицензирования, статистической отчетности, материалов опросов потребителей, данных экспертиз, других источников.

2.1.3. Финансовые услуги могут рассматриваться в совокупности в случае их единства по функциональному назначению, применению, цене и (или) другим параметрам.

2.1.4. Границы продуктового рынка финансовых услуг определяются исходя из видов деятельности финансовых организаций на основе изучения рынка со стороны спроса (клиентов финансовых организаций - потребителей финансовых услуг) и со стороны предложения (финансовых организаций-конкурентов).

Изучение рынка со стороны спроса включает определение групп клиентов конкретной финансовой организации - потребителей финансовой услуги. Группировку потребителей следует производить в зависимости от экономических возможностей потребителей: юридические лица - нефинансовые организации, финансовые организации, физические лица, малые предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и т.д.

Изучение рынка со стороны предложения включает определение конкурентов - финансовых организаций, предоставляющих услуги в продуктовых границах рынка.

Если в задачу исследования входит определение перспектив развития рынка финансовых услуг, тогда следует учитывать и потенциальных конкурентов из числа организаций, не участвующих в выделенных продуктовых границах рынка (не предоставляющих финансовую услугу), но в потенциале способных к эффективному вхождению на данный продуктовый рынок финансовой услуги.

2.1.5. В целях уточнения определенных продуктовых границ рынка финансовых услуг возможно проведение опроса (выборочного и (или) сплошного) клиентов и конкурентов финансовых организаций, а также привлечение независимых экспертов. Однако, учитывая, что данные опроса могут отражать многообразие субъективных требований клиентов и конкурентов к финансовой услуге и привести к чрезмерной сегментации финансовой услуги, окончательное решение о продуктовых границах рынка финансовых услуг (степень сегментации и агрегации) остается за специалистом антимонопольного органа, проводящим анализ рынка. Данные опроса следует связывать с наиболее общими характеристиками финансовой услуги, а также учитывать общие принципы организации деятельности финансовой организации.

2.1.6. Рынок финансовых услуг, как правило, подразделяется в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации на рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и рынок иных финансовых услуг (в том числе: рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынок лизинговых услуг и т.д.).

Финансовые организации вправе действовать одновременно на всех либо нескольких финансовых рынках в зависимости от наличия (отсутствия) законодательных ограничений по совмещению видов деятельности и соответствующих законодательству лицензий. При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг учитываются финансовые организации, осуществляющие операции на каждом из рынков финансовых услуг.

2.1.7. Рынок финансовых услуг, определенный в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации, последовательно сегментируется с целью характеристики распределения участников на рынке и, соответственно, оценки уровня концентрации на таких сегментах.