Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 8 "Связь музыки с другими видами искусства"

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3 - 4 учебных часа

Музыка и литература

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной

Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.

Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод "Сочинение сочиненного").

Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения.

Продолжение

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка

Рисование образов программной музыки.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений

Б)

3 - 4 учебных часа

Музыка и живопись

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия - мелодия, пятно - созвучие, колорит - тембр, светлотность - динамика и т.д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.)

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.

На выбор или факультативно

Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.

Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников

В)

3 - 4 учебных часа

Музыка и театр

Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и др.).

Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии

Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра.

Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня.

Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

На выбор или факультативно

Постановка музыкального спектакля.

Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле. Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра

Г)

3 - 4 учебных часа

Музыка кино и телевидения

Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов.

Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой.

Разучивание, исполнение песни из фильма.

На выбор или факультативно

Создание любительского музыкального фильма.

Переозвучка фрагмента мультфильма.

Просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Аналитическое эссе с ответом на вопрос "В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?"