Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 7 "Жанры музыкального искусства"

Модуль N 7 "Жанры музыкального искусства" <15>

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3 - 4 учебных часа

Камерная музыка

Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.

Определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы.

Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.

На выбор или факультативно

Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ - пение без слов, вальс - трехдольный метр и т.п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.

Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд

Б)

4 - 6 учебных часов

Циклические формы и жанры

Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).

Принцип контраста.

Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития

Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла. Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла.

Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат.

На выбор или факультативно

Посещение концерта (в том числе виртуального).

Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт

--------------------------------

<15> Изучение тематических блоков данного модуля строится по биографическому принципу. В календарном планировании его целесообразно соотносить с изучением модулей "Музыка моего края" и "Народное музыкальное творчество России", переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций.

Окончание

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

В)

4 - 6 учебных часов

Симфоническая музыка

Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии. Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект.

Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки. Слушание целиком не менее одного симфонического произведения.

На выбор или факультативно

Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт

Г)

4 - 6 учебных часов

Театральные жанры

Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.

Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле

Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов.

Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений.

Различение, определение на слух:

- тембров голосов оперных певцов;

- оркестровых групп, тембров инструментов;

- типа номера (соло, дуэт, хор и т.д.).

Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

На выбор или факультативно

Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера). Последующее составление рецензии на спектакль