Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 7 "Музыка театра и кино"

Модуль "Музыка театра и кино" тесно переплетается с модулем "Классическая музыка", может стыковаться по ряду произведений с модулями "Современная музыка" (мюзикл), "Музыка в жизни человека" (музыкальные портреты, музыка о войне).

Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

2 - 6 учебных часов

Музыкальная сказка на сцене, на экране

Характеры персонажей, отраженные в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль

Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина "Угадай по голосу".

Разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки.

На выбор или факультативно:

Постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей.

Творческий проект "Озвучиваем мультфильм"

Б)

2 - 6 учебных часов

Театр оперы и балета

Особенности музыкальных спектаклей.

Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижер в музыкальном спектакле

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами.

Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя.

Определение особенностей балетного и оперного спектакля. Тесты или кроссворды на освоение специальных терминов.

Танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета.

Разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни/хора из оперы.

"Игра в дирижера" - двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля.

На выбор или факультативно:

Посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр.

Виртуальная экскурсия по Большому театру.

Рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши

В)

2 - 6 учебных часов

Балет.

Хореография - искусство танца

Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.

Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов <1>

Просмотр и обсуждение видеозаписей - знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.

Вокализация, пропевание музыкальных тем; исполнение ритмической партитуры - аккомпанемента к фрагменту балетной музыки.

На выбор или факультативно:

Посещение балетного спектакля или просмотр фильма-балета.

Исполнение на музыкальных инструментах мелодий из балетов

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Г)

2 - 6 учебных часов

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

Ария, хор, сцена, увертюра - оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов <1>

Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.

Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.

Разучивание, исполнение песни, хора из оперы.

Рисование героев, сцен из опер.

На выбор или факультативно:

Просмотр фильма-оперы.

Постановка детской оперы

Д)

2 - 3 учебных часа

Сюжет музыкального спектакля

Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом.

Действия и сцены в опере и балете.

Контрастные образы, лейтмотивы

Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.

Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приемов, использованных композитором.

Вокализация, пропевание музыкальных тем; пластическое интонирование оркестровых фрагментов.

Музыкальная викторина на знание музыки. Звучащие и терминологические тесты.

На выбор или факультативно:

Коллективное чтение либретто в жанре сторителлинг.

Создание любительского видеофильма на основе выбранного либретто.

Просмотр фильма-оперы или фильма-балета

Е)

2 - 3 учебных часа

Оперетта, мюзикл

История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.

Разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей.

Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла.

На выбор или факультативно:

Посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла.

Постановка фрагментов, сцен из мюзикла - спектакль для родителей

Ж)

2 - 3 учебных часа

Кто создает музыкальный спектакль?

Профессии музыкального театра:

дирижер, режиссер, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т.д.

Диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля. Знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссеров, художников и др.

Просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках. Обсуждение различий в оформлении, режиссуре.

Создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей.

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

На выбор или факультативно:

Виртуальный квест по музыкальному театру

З)

2 - 6 учебных часов

Патриотическая и народная тема в театре и кино

История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвященных нашему народу, его истории, теме служения Отечеству.

Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам <1>

Чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку. Диалог с учителем.

Просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов. Обсуждение характера героев и событий.

Проблемная ситуация: зачем нужна серьезная музыка?

Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев.

На выбор или факультативно:

Посещение театра/кинотеатра - просмотр спектакля/фильма патриотического содержания.

Участие в концерте, фестивале, конференции патриотической тематики

--------------------------------

<1> В данном блоке могут быть представлены балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина. Конкретные музыкальные спектакли и их фрагменты - на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего УМК.

<1> В данном тематическом блоке могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского-Корсакова ("Садко", "Сказка о царе Салтане", "Снегурочка"), М.И. Глинки ("Руслан и Людмила"), К.В. Глюка ("Орфей и Эвридика"), Дж. Верди и др. Конкретизация - на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего УМК.

<1> В данном блоке могут быть освещены такие произведения, как опера "Иван Сусанин" М.И. Глинки; опера "Война и мир", музыка к кинофильму "Александр Невский" С.С. Прокофьева, оперы "Борис Годунов" и "Хованщина" М.П. Мусоргского и др.