Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 5 "Классическая музыка"

Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощенную в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

0,5 - 1 уч. час

Композитор - исполнитель - слушатель

Кого называют композитором, исполнителем?

Нужно ли учиться слушать музыку?

Что значит "уметь слушать музыку"?

Концерт, концертный зал.

Правила поведения в концертном зале

Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. "Я - исполнитель". Игра - имитация исполнительских движений. Игра "Я - композитор" (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).

Освоение правил поведения на концерте <2>.

На выбор или факультативно:

"Как на концерте" - выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения.

Посещение концерта классической музыки

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Б)

2 - 6 уч. часов

Композиторы - детям

Детская музыка

П.И. Чайковского,

С.С. Прокофьева,

Д.Б. Кабалевского и др.

Понятие жанра.

Песня, танец, марш

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Определение жанра.

Музыкальная викторина.

Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен.

Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера

В)

2 - 6 уч. часов

Оркестр

Оркестр - большой коллектив музыкантов. Дирижер, партитура, репетиция. Жанр концерта - музыкальное соревнование солиста с оркестром <1>

Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижера. "Я - дирижер" - игра - имитация дирижерских жестов во время звучания музыки.

Разучивание и исполнение песен соответствующей тематики.

Знакомство с принципом расположения партий в партитуре. Разучивание, исполнение (с ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2 - 3 ударных инструментов.

На выбор или факультативно:

Работа по группам - сочинение своего варианта ритмической партитуры

Г)

1 - 2 уч. часа

Музыкальные инструменты. Фортепиано

Рояль и пианино.

История изобретения фортепиано, "секрет" названия инструмента (форте + пиано).

"Предки" и "наследники" фортепиано (клавесин, синтезатор)

Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.

"Я - пианист" - игра - имитация исполнительских движений во время звучания музыки.

Слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя. Демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с учителем <2>.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта фортепианной музыки.

Разбираем инструмент - наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино.

"Паспорт инструмента" - исследовательская работа, предполагающая подсчет параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей и т.д.)

Д)

1 - 2

уч. часа

Музыкальные инструменты.

Флейта

Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс.

Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра <3>

Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.

Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов.

Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Е)

2 - 4 уч. часа

Музыкальные инструменты.

Скрипка, виолончель

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты

Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.

Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.

Разучивание, исполнение песен, посвященных музыкальным инструментам.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта инструментальной музыки.

"Паспорт инструмента" - исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нем

Ж)

2 - 6 уч. часов

Вокальная музыка

Человеческий голос - самый совершенный инструмент.

Бережное отношение к своему голосу.

Известные певцы.

Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер.

Кантата. Песня, романс, вокализ, кант

Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.

Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков. Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона.

Проблемная ситуация: что значит красивое пение?

Музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов.

Разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта вокальной музыки.

Школьный конкурс юных вокалистов

З)

2 - 6 уч. часов

Инструментальная музыка

Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.

Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет

Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки. Слушание произведений композиторов-классиков. Определение комплекса выразительных средств.

Описание своего впечатления от восприятия.

Музыкальная викторина.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта инструментальной музыки.

Составление словаря музыкальных жанров

И)

2 - 6 уч. часов

Программная музыка

Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф

Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.

На выбор или факультативно:

Рисование образов программной музыки.

Сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе

К)

2 - 6 уч. часов

Симфоническая музыка

Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина

Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра.

Слушание фрагментов симфонической музыки. "Дирижирование" оркестром.

Музыкальная викторина

На выбор или факультативно:

Посещение концерта симфонической музыки.

Просмотр фильма об устройстве оркестра

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Л)

2 - 6 уч. часов

Русские композиторы-классики

Творчество выдающихся отечественных композиторов

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т.д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.

Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.

Вокализация тем инструментальных сочинений.

Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта. Просмотр биографического фильма

М)

2 - 6 уч. часов

Европейские композиторы-классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов

Н)

2 - 6 уч. часов

Мастерство исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей - певцов, инструменталистов, дирижеров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского

Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.

Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов.

Дискуссия на тему "Композитор - исполнитель - слушатель".

На выбор или факультативно:

Посещение концерта классической музыки.

Создание коллекции записей любимого исполнителя.

Деловая игра "Концертный отдел филармонии"

--------------------------------

<2> В данном блоке необходимо познакомить учащихся с основными правилами поведения во время слушания музыки (во время звучания музыки нельзя шуметь и разговаривать; если в зале (классе) звучит музыка - нужно дождаться окончания звучания за дверью; после исполнения музыкального произведения слушатели благодарят музыкантов аплодисментами и т.д.) и в дальнейшем тщательно следить за их выполнением.

<1> В данном блоке внимание учащихся по традиции может быть сосредоточено на звучании Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Однако возможна и равноценная замена на концерт другого композитора с другим солирующим инструментом.

<2> Игровое четырехручие (школьники играют 1 - 2 звука в ансамбле с развернутой партией учителя) ввел в своей программе еще Д.Б. Кабалевский. Аналогичные ансамбли есть и у классиков (парафразы на тему "та-ти-та-ти" у композиторов - членов "Могучей кучки"), и у современных композиторов (И. Красильников и др.).

<3> В данном блоке могут быть представлены такие произведения, как "Шутка" И.С. Баха, "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика" К.В. Глюка, "Сиринкс" К. Дебюсси.