См. план работы и показатели эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов на 2023 год, утв. Приказом Минюста России от 22.03.2023 N 41.

Приложение N 1

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 21.04.2022 N 61

ПЛАН

РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА 2022 ГОД

В 2021 году (далее - отчетный период) Федеральной службой судебных приставов реализован комплекс мер, направленных на выполнение основных задач в установленной сфере деятельности.

Продолжена работа по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность ФССП России. Принято 24 федеральных закона, 2 указа Президента Российской Федерации, 15 актов Правительства Российской Федерации. Наиболее значимыми из них являются: Федеральный закон от 11.06.2021 N 205-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым кредитные организации включены в число субъектов, подлежащих административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, а также наделяющий должностных лиц ФССП России полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федеральный закон от 29.06.2021 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", устанавливающий право должника-гражданина обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума; Федеральный закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 417-ФЗ), направленный на оптимизацию и автоматизацию деловых процессов по основным направлениям деятельности ФССП России и предусматривающий автоматическое принятие ФССП России решений, не требующих личного участия судебного пристава-исполнителя (о возбуждении исполнительного производства, об отказе в возбуждении, приостановлении, окончании, прекращении исполнительного производства, взыскании исполнительского сбора, отмене установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника). Также законопроект разрешает вопрос, связанный с идентификацией лиц, участвующих в исполнительном производстве. В частности, в процессуальное законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми в случае, если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, а также один из необходимых его идентификаторов личности, об этом указывается в заявлении о выдаче судебного приказа, исковом заявлении и данная информация по запросу суда предоставляется органами, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения (Пенсионный фонд Российской Федерации, налоговые органы, органы внутренних дел). Также Закон N 417-ФЗ предусматривает создание в системе органов принудительного исполнения Российской Федерации специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня.

Приняты Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2021 N 284 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", в соответствии с которым структура центрального аппарата ФССП России дополнена новым подразделением - Отделом судебных приставов по федеральной территории "Сириус"; постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1004 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности", устанавливающее порядок организации и осуществления Федеральной службой судебных приставов федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр; постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2021 N 1708 "О внесении изменения в пункт 3 Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны", предусматривающее расходование средств, выделяемых на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе на проведение ФССП России в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), подлежащих административному выдворению, лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).

В рамках задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России осуществляет охрану всех федеральных судов и почти 99% судебных участков мировых судей, в круглосуточном режиме охраняются 70 зданий федеральных судов. При осуществлении пропускного режима в зданиях судов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в отчетном периоде выявлено более 352 тыс. единиц запрещенных к проносу предметов, включая боеприпасы, огнестрельное, газовое, травматическое и холодное оружие. Выполнено около 2,4 млн заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний, доставку вещественных доказательств и материалов дела, осуществлено более 291 тыс. приводов лиц, уклонявшихся от явки по вызову суда (судьи). При оказании содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, задержано 9,6 тыс. лиц, из них 931 - за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Для принудительного исполнения в отчетном периоде в ФССП России поступило почти 71 млн исполнительных документов, что превысило показатель аналогичного периода 2020 года. При этом сохраняется тенденция роста количества поступивших судебных актов при одновременном снижении числа поступивших постановлений уполномоченных органов. Общее количество находившихся на исполнении в ФССП России исполнительных производств достигло 119,7 млн.

ФССП России на постоянной основе проводится работа по совершенствованию подходов к организации принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и контролю за работой территориальных органов ФССП России в рамках реализации новой концепции работы в сфере принудительного исполнения, которая заключается в максимальной отработке каждого исполнительного производства с применением всех предоставленных полномочий.

В результате мер, принятых судебными приставами-исполнителями, возросло количество исполнительных производств, в рамках которых требования исполнительных документов исполнены полностью или частично. Отмечается снижение количества неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов, в пользу детей взыскано 32,9 млрд руб. Всего в пользу различных категорий взыскателей взыскано 888 млрд руб., в том числе в пользу физических лиц - 113,7 млрд руб., в пользу юридических лиц - около 450,4 млрд руб. В бюджетную систему Российской Федерации перечислено 326,6 млрд руб., доход федерального бюджета от взыскания исполнительского сбора составил 31,1 млрд руб.

В 2021 году деятельность ФССП России была направлена на обеспечение законности и соблюдение конституционных прав граждан в ходе реализации полномочий административной юрисдикции и мер уголовно-правового характера.

Органами принудительного исполнения Российской Федерации в 2021 году возбуждено 605,2 тыс. дел об административных правонарушениях и 58,4 тыс. уголовных дел, из них: 56,2 тыс. уголовных дел - в отношении лиц, не уплачивающих средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; 242 дела - в отношении лиц, злостно уклоняющихся от погашения кредиторской задолженности; 1,9 тыс. дел о преступлениях против правосудия.

Из 64,4 тыс. уголовных дел, находившихся в производстве дознавателей ФССП России, окончено расследованием 53,9 тыс. дел. При этом в суд с обвинительным актом (обвинительным постановлением) направлено 98% дел, что обеспечило высокую результативность производства дознания при надлежащем уровне оперативности и качества предварительного расследования.

ФССП России реализует мероприятия по организации информационного взаимодействия с органами исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с мировой юстицией, по направлению на принудительное исполнение исполнительных документов в форме электронного документа. В рамках организации указанного взаимодействия заключены соглашения с уполномоченными органами власти 80 субъектов. В 2021 году во все территориальные органы ФССП России поступают исполнительные документы в электронном виде от участков мировых судей 66 субъектов Российской Федерации районных судов 71 субъекта Российской Федерации.

ФССП России является участником федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Мероприятия по реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" направлены на развитие взаимодействия с гражданами и юридическими лицами посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ). Основной целью являются повышение качества работы электронных сервисов (время ответа, объем информации о ходе исполнительного производства), направление извещений по исполнительному производству в электронной форме, прием заявлений, ходатайств, жалоб по исполнительному производству в электронной форме, электронный документооборот с организациями через программный интерфейс ЕПГУ, электронная проверка полномочий на основании сведений из единой системы идентификации и аутентификации (цифровое представительство).

В 2021 году на ЕПГУ проведены мероприятия по внедрению цифровых сервисов информирования, взаимодействия и цифровых уведомлений.

Сервис, в котором должники и взыскатели в режиме онлайн могут получить информацию о ходе исполнительного производства, в 77% случаев позволяет получить информацию менее чем за 3 секунды.

Еще один сервис ФССП России, функционирующий на портале с конца 2020 года, позволяет подать ходатайство или другое заявление в рамках исполнительного производства. Он включает в себя порядка 30 типовых обращений. На настоящий момент их поступило около 4,7 млн.

Во всех субъектах Российской Федерации обеспечена возможность уведомления (извещения) граждан посредством ЕПГУ, количество направленных уведомлений составило более 297 млн.

Запущен сервис делегирования полномочий на ЕПГУ в рамках суперсервиса "Цифровое исполнительное производство". Новая платформа полномочий позволяет руководителям юридических лиц выдавать доверенности работникам на подачу заявлений на предоставление государственных услуг ФССП России.

В рамках реализации полномочий по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), в государственный реестр внесены сведения о 421 юридическом лице в 61 субъекте Российской Федерации.

Должностными лицами территориальных органов ФССП России проведено 146 проверок юридических лиц, включенных в государственный реестр, составлено 4 248 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, рассмотрено 1 038 дел об административных правонарушениях, назначено административных штрафов на сумму более 59 млн рублей. Судами рассмотрено 3 153 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, назначено административных штрафов на сумму более 143,5 млн рублей.

В рамках бюджетных полномочий в 2021 году ФССП России осуществляла ведомственный финансовый контроль, внутренний финансовый аудит и ведомственный контроль в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее - контрольные мероприятия) в соответствии с утвержденными планами контрольных мероприятий ФССП России, предусматривающих периодичность проведения проверок не менее 50% территориальных органов в год, определив в качестве приоритетной задачи на текущий год применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий и повышение качества проводимых проверок.

В целях соблюдения ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), введенных в действие с марта 2020 года, в том числе ограничений на проведение выездных проверок, в планах проведения контрольных мероприятий ФССП России на 2021 год проведение значительной части контрольных мероприятий (59,5%) запланировано документарным способом. Решение о проведении выездной или документарной проверки принималось с учетом риск-ориентированного подхода по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий.

В целях повышения эффективности организации и проведения проверок в рамках осуществления ведомственного контроля в сфере закупок и в связи с внесением изменений в Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89, приказом ФССП России от 22.01.2021 N 22 утвержден Регламент проведения Федеральной службой судебных приставов ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.

По итогам годового мониторинга качества финансового менеджмента за 2020 год, проведенного Минфином России, ФССП России присвоена "Отличная оценка качества финансового менеджмента".

В 2022 году Федеральная служба судебных приставов продолжит реализацию задач, определенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Минюстом России, включая обеспечение установленного порядка деятельности судов, повышение уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в том числе за счет реализации уголовно-правовых и административных полномочий, а также защиту прав и законных интересов физических лиц в сфере возврата просроченной задолженности.

Приоритетными задачами ФССП России остаются развитие электронно-цифровых технологий, оптимизация действующего законодательства Российской Федерации, обеспечение законности и соблюдение конституционных прав граждан, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на профилактику и предотвращение коррупционного поведения должностных лиц ФССП России.

В этих целях планируется провести следующие мероприятия:

Номер пункта

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Головной исполнитель

Соисполнители

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

6