21. Нарушения при учете расходов на инвестиции, инвестиционные программы в сфере обращения с ТКО

По результатам проведения проверочных мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ФАС России выявлены следующие нарушения, допущенные органами регулирования при учете расходов на инвестиции, инвестиционные программы:

- отсутствует детализация мероприятий и их стоимость в инвестиционной программе;

- в тарифы принимаются инвестиционные расходы на основании инвестиционной программы, где указано строительство мусоросортировочных комплексов или полигонов только лишь одной строчкой с указанием общей суммы такого строительства, распределенной по годам. При этом мусоросортировочный комплекс состоит из множества технологических объектов, в том числе: полигона, мусороперегрузочных станций, сортировочных комплексов, переработочных комплексов и так далее;

- включение в инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции объектов, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами;

- учитываются в тарифном решении расходы, реализуемые в рамках концессионных соглашений, в отсутствие инвестиционных программ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.13 Федерального закона N 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Согласно пункту 3 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами), соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - соглашение с органом государственной власти субъекта Российской Федерации), концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами (далее - мероприятия инвестиционной программы).

Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, не допускается.

Таким образом, ФАС России указывает на недопустимость включения в инвестиционную программу расходов, не предусмотренных территориальной схемой или включаемых в разрез с территориальной схемой по обращению с отходами, а также о часто встречаемом на практике случае о недопустимости включения расходов, реализуемых в рамках концессионных соглашений в отсутствие, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, инвестиционной программы.

Указанные нарушения и подход ФАС России по указанной проблематике отражены в предписаниях ФАС России от 06.05.2019 N СП/37430/19 и от 29.09.2021 N СП/82487/21.

Кроме того, позиция ФАС России, закрепленная в предписании от 06.05.2019 N СП/37430/19, поддержана решением Арбитражного суда города Москвы от 21 ноября 2019 года, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2020 года и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 01 декабря 2020 года по делу А40-133155/2019.