20. Нарушения законодательства при формировании расходов на захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО)

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Пунктами 6 и 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ закреплено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2023 в п. 2.1 ст. 29.1 ФЗ N 89-ФЗ внесены изменения, согласно которым запрет, установленный п. 7 ст. 12 ФЗ N 89-ФЗ, не распространяется на отдельные объекты до 01.01.2026.

Пунктом 2.1 статьи 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 указанной статьи.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2023 в п. 8 ст. 29.1 ФЗ N 89-ФЗ внесены изменения, согласно которым объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, могут быть использованы до 01.01.2026.

Пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного данным пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в данном пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, не имеющих соответствующую лицензию, а также чьи полигоны (свалки) не предусмотрены территориальной схемой, не включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и не имеют положительного заключения Минприроды России о возможности размещения твердых коммунальных отходов, не устанавливаются.

Данная позиция закреплена в Предписании ФАС России от 24.12.2020 N СП/113582/20.