Срок действия документа ограничен 1 сентября 2028 года.

I. Требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям

I. Требования к сертификационным центрам

и испытательным лабораториям

1. Сертификационные центры (далее - Центр) и испытательные лаборатории (далее - Лаборатория) должны быть аккредитованы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) <1> (далее - орган по аккредитации), в целях принятия участия в обязательной сертификации объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации <2> (далее - объект сертификации) и включены в реестр аккредитованных Центров, Лабораторий <3>.

--------------------------------

<1> Пункт 3 статьи 8.2 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2022, N 12, ст. 1783), пункт 1 и подпункт 5.4.9 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2010, N 6, ст. 652; 2021, N 49, ст. 8278).

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383.

<3> Пункт 3 статьи 8.2 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Лаборатория должна иметь персонал для выполнения работ в области аккредитации.

Персонал Лаборатории должен осуществлять деятельность в соответствии с системой менеджмента Лаборатории.

3. В Лаборатории должны быть документально утвержденные процедуры по:

а) определению требований к персоналу Лаборатории;

б) подбору персонала Лаборатории;

в) подготовке персонала Лаборатории;

г) мониторингу компетентности персонала Лаборатории.

4. Лаборатория должна иметь помещения и оборудование, необходимые для управления ее деятельностью в области аккредитации.

5. В Лаборатории должен производиться мониторинг состояния оборудования, которое влияет на деятельность по проведению испытаний в области аккредитации. Результаты мониторинга должны содержать:

а) информацию об идентификации оборудования, включая версию программного обеспечения;

б) полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование изготовителя, серийный номер или другую уникальную идентификацию;

в) даты и результаты проведенных проверок (калибровок) оборудования, и планируемую дату следующей проверки (калибровки) <4>;

--------------------------------

<4> Статья 18 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2014, N 30, ст. 4255).

г) информацию о любых повреждениях, неисправностях, модификациях или ремонте оборудования (при наличии).

6. В Лаборатории должны применяться и поддерживаться в актуальном состоянии методы и методики для всех видов деятельности по проведению испытаний в области аккредитации, а также статистические методы для анализа данных (далее - методы Лаборатории).

7. С целью исключения возможности выполнения Лабораторией работ, не соответствующих требованиям, установленным нормативной, технической документацией (далее - несоответствующие работы), Лаборатория должна утвердить процедуры по управлению работами и выявлению работ:

не отвечающих требованиям, установленным документацией;

выполненных по недействующей документации;

проведенных вне области аккредитации Лаборатории.

8. В Лаборатории должна быть установлена, внедрена и поддерживаться в актуальном состоянии система менеджмента качества, способная обеспечить качество выполненных Лабораторией работ.

9. Система менеджмента качества Лаборатории должна включать:

документацию системы менеджмента качества;

управление документами системы менеджмента качества;

информацию о внутренних аудитах (их описание и график);

документацию, процессы, системы и записи, относящиеся к выполнению требований, предусмотренных настоящей главой (далее - Требования).

10. Персонал Лаборатории, участвующий в проведении испытаний, должен иметь доступ к документации системы менеджмента качества.

11. При выявлении несоответствия Требованиям в системе менеджмента качества Лаборатория должна:

а) предпринимать действия для управления несоответствием и его устранением;

б) оценивать результативность предпринятых в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта действий;

в) оценивать риски и возможности проявления повторных несоответствий;

г) при необходимости вносить изменения в систему менеджмента качества для предупреждения повторного проявления несоответствия.

12. В Лаборатории должны храниться записи:

а) о причинах несоответствия, а также любых предпринятых действиях;

б) о результатах предпринятых действий в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта.

13. Лаборатория должна:

а) планировать, разрабатывать и внедрять программу аудита, содержащую:

методы Лаборатории;

сферы ответственности персонала Лаборатории;

планируемые требования и отчетность;

результаты предыдущих аудитов (при наличии);

б) определять критерии аудита и область проведения каждого аудита.

14. В Лаборатории должны проводиться внутренние аудиты с целью проверки соответствия системы менеджмента качества требованиям, установленным Лабораторией, а также Требованиям.

15. При осуществлении деятельности Лаборатория должна соблюдать требования разделов 4 - 8 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2019 г. N 385-ст <5>.

--------------------------------

<5> М., Стандартинформ, 2019.

16. В Центре должны быть утверждены:

организационная и управленческая структура;

требования к компетентности персонала для осуществления деятельности в области аккредитации.

Результаты деятельности Центра должны быть документально оформлены.

17. Центр должен иметь:

персонал для выполнения функций в области аккредитации;

помещения и оборудование, необходимые для управления его деятельностью в области аккредитации и соответствующие требованиям к проведению испытаний в области аккредитации.

18. В Центре должны быть утверждены требования к продукции и услугам, предоставляемым организациями, не являющимися структурными подразделениями Центра, а также обеспечено соответствие продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, установленным требованиям Центра перед использованием в работе или до передачи лицу, претендующему на сертификацию объектов сертификации (далее - Заказчик).

19. В Центре должны применяться методы проведения испытаний и методики по проведению испытаний для всех видов деятельности в области аккредитации, а также статистические методы для анализа данных (далее - методы Центра).

20. С целью исключения возможности выполнения Центром несоответствующих работ в Центре должны быть утверждены процедуры по управлению работами и выявлению работ:

не отвечающих требованиям, установленным документацией;

выполненных по недействующей документации;

проведенных вне области аккредитации Центра.

21. В Центре должна быть утверждена процедура, применяющаяся при выявлении несоответствующих работ, включающая:

а) определение ответственности и полномочий для управления несоответствующей работой;

б) уведомление Заказчика и аннулирование результатов работы;

в) определение ответственности за принятие решения о возобновлении работы.

22. В Центре должна быть установлена, внедрена и поддерживаться в актуальном состоянии система менеджмента качества, способная обеспечить качество выполненных Центром работ.

23. Система менеджмента качества Центра должна включать:

документацию системы менеджмента качества;

управление документами системы менеджмента качества;

управление записями о деятельности Центра;

корректирующие действия при выявлении несоответствия Требованиям;

информацию о внутренних аудитах (их описание и график);

документацию, процессы, системы и записи, относящиеся к выполнению Требований.

24. Персонал Центра, участвующий в проведении испытаний, должен иметь доступ к документации системы менеджмента качества.

25. В Центре должны храниться записи:

а) о причинах несоответствия, а также любых предпринятых действиях по устранению несоответствия;

б) о результатах предпринятых действий в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта.

26. В Центре должно осуществляться управление, необходимое для идентификации, хранения, защиты, резервного копирования, архивирования, поиска и уничтожения своих записей.

27. Центр должен осуществлять рассмотрение рисков и возможностей, связанных с деятельностью по проведению испытаний, в целях:

а) обеспечения достижения результатов, определенных в системе менеджмента качества;

б) предотвращения или уменьшения воздействий и сбоев в деятельности по проведению испытаний.

28. При выявлении несоответствий Требованиям Центр должен:

а) реагировать на несоответствия и последствия их возникновения;

б) предпринимать действия для управления несоответствием в целях его устранения;

в) оценивать результативность предпринятых корректирующих действий;

г) оценивать риски и возможности, выявленные по итогам планирования;

д) вносить изменения в систему менеджмента качества для предупреждения повторного появления несоответствий.

29. В Центре должны проводиться внутренние аудиты с целью проверки соответствия системы менеджмента качества Требованиям, а также требованиям, установленным Центром.

30. Центр должен:

а) планировать, разрабатывать, внедрять и реализовывать программу аудита, которая должна содержать:

методы Центра;

сферы ответственности;

требования и отчетность, которые учитывают результат деятельности по проведению испытаний;

результаты предыдущих аудитов;

б) определять критерии аудита и область проведения каждого аудита.