I. Общие положения

1. В соответствии со статьей VII Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. <*> (далее - Конвенция 1992 г.) и статьями 323 и 324 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) каждое судно, перевозящее наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти, входящее в морской порт Российской Федерации или покидающее его, либо прибывающее к рейдовому причалу в территориальном море Российской Федерации или отходящее от него, должно иметь свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения (гарантии банка или иной кредитной организации) для покрытия ответственности собственника этого судна за ущерб от загрязнения нефтью (далее - свидетельство).

--------------------------------

<*> Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 27-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 148). Протокол 1992 года вступил в силу для Российской Федерации 20 марта 2001 г.

2. Свидетельство, указанное в пункте 1 настоящих Правил, выдают:

1) капитан морского торгового порта (далее - капитан порта) - судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре в соответствующем морском торговом порту Российской Федерации;

2) капитан морского рыбного порта (далее - капитан порта) - судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре в соответствующем морском рыбном порту Российской Федерации;

3) капитан речного порта, расположенного в устье реки (далее - капитан порта), - судну смешанного (река - море) плавания, осуществляющему судоходство, связанное с выходом на морские пути, зарегистрированному в Государственном судовом реестре или реестре арендованных иностранных судов в соответствующем речном порту Российской Федерации;

4) государственная служба морского флота Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росморфлот) - судну, зарегистрированному в государстве, которое не является участником Конвенции 1992 г.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 324 КТМ свидетельство должно содержать следующие сведения:

1) название судна и порт (место) его регистрации;

2) название и место основной деятельности собственника судна;

3) вид финансового обеспечения ответственности;

4) название и место основной деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение ответственности лица и в соответствующих случаях место, в котором было осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;

5) срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

4. Свидетельство, выдаваемое в соответствии с настоящими Правилами, составляется на русском языке и должно содержать перевод на английский язык.

5. Свидетельство должно находиться на борту судна.

Копия свидетельства, выданного капитаном порта, остается у него на хранении.

Копия свидетельства, выданного Росморфлотом, остается на хранении в Росморфлоте.

6. Свидетельство судну, находящемуся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и зарегистрированному в Государственном судовом реестре в соответствующем порту Российской Федерации, выдается капитаном порта по образцу, помещенному в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Свидетельство судну, находящемуся в собственности граждан или юридических лиц и зарегистрированному в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре или реестре арендованных иностранных судов в соответствующем порту Российской Федерации, выдается капитаном порта по образцу, помещенному в приложении N 2 к настоящим Правилам.

Свидетельство судну, зарегистрированному в государстве, которое не является участником Конвенции 1992 г., выдается Росморфлотом по образцу, помещенному в приложении N 3 к настоящим Правилам.

Свидетельство, выданное судну, зарегистрированному в государстве, которое является участником Конвенции 1992 г., соответствующим органом этого государства, должно соответствовать образцу, помещенному в приложении к Конвенции 1992 г.

7. Капитан порта или Росморфлот при выдаче свидетельства, указанного в пункте 1 настоящих Правил, должен проверить:

1) соблюдение установленных в пунктах 10, 16 и 22 настоящих Правил требований для заявлений о выдаче свидетельств;

2) срок действия документа, свидетельствующего о наличии страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (гарантии банка или иной кредитной организации).