I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию и осуществление федерального государственного пожарного надзора подразделениями государственного пожарного надзора войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - подразделения ГПН, войска национальной гвардии) на объектах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии (далее - надзор).

2. Предметом надзора являются <1>:

--------------------------------

<1> Пункт 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 27, ст. 5403). Далее - Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.

1) соблюдение Росгвардией и ее территориальными органами, органами управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, органами управления соединений, воинскими частями, подразделениями (органами), в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции, военными образовательными организациями высшего образования, иными организациями войск национальной гвардии, организациями, осуществляющими деятельность на объектах Росгвардии и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии, их должностными лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, подлежащую надзору (далее - контролируемые лица), обязательных требований пожарной безопасности (далее - обязательные требования) в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках (далее - объекты защиты), которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования, а также оценка их соответствия обязательным требованиям;

2) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" <1>, техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" <2> и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2021, N 18, ст. 3061).

--------------------------------

<1> Утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru), 2 сентября 2011 г.) и является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

<2> Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 (официальный сайт Евразийского экономического союза (www.eaeunion.org), 24 июля 2017 г.) и является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

3. Объектами надзора являются:

1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по соблюдению ими обязательных требований;

2) результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования;

3) объекты защиты.

4. Подразделениями ГПН являются <3>:

--------------------------------

<3> Подпункты "д" - "е" пункта 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

1) Отдел ведомственной пожарной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ОВПО Росгвардии);

2) инспекции пожарной безопасности управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации.

5. Государственными инспекторами войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - инспекторы), осуществляющими полномочия надзора, являются <4>:

--------------------------------

<4> Подпункты "и" - "м" пункта 11 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

1) начальник ОВПО Росгвардии и его заместители - соответственно главный государственный инспектор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - главный государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору) и его заместители;

2) должностные лица ОВПО Росгвардии - государственные инспекторы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору);

3) начальники инспекций пожарной безопасности управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации - главные государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - главный государственный инспектор оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии по пожарному надзору);

4) должностные лица инспекций пожарной безопасности управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации - государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - государственный инспектор оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии по пожарному надзору).

6. При осуществлении надзора инспекторы имеют право <1>:

--------------------------------

<1> Пункт 23 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

1) проводить контрольные (надзорные) мероприятия;

2) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и решения руководителя подразделения ГПН или его заместителя (при наличии) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты защиты. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только инспекторами, указанными в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

3) совершать контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренные настоящим Порядком;

4) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу (проб) образцов;

5) запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

6) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект защиты либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

7) принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

8) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

9) осуществлять профилактические мероприятия.

7. Главные государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии по пожарному надзору в рамках своей компетенции при осуществлении надзора пользуются правами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, а также принимают решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и проводят их <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 24 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

8. Главный государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору и его заместители в рамках своей компетенции при осуществлении надзора пользуются правами, указанными в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 25 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

9. При осуществлении надзора инспекторы обязаны <3>:

--------------------------------

<3> Пункт 27 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений подразделений ГПН вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), если такая мера предусмотрена законодательством Российской Федерации;

3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами и их уполномоченными представителями проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения и решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) не допускать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их уполномоченных представителей при проведении контрольного (надзорного) мероприятия и в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, осуществлять их консультирование;

6) предоставлять контролируемым лицам, их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, информацию и документы, относящиеся к предмету надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры;

7) знакомить контролируемых лиц, их уполномоченных представителей с результатами контрольного (надзорного) мероприятия и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

8) знакомить контролируемых лиц, их уполномоченных представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия и совершения контрольных (надзорных) действий;

12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

10. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемые лица или их уполномоченные представители имеют право:

1) присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам его проведения;

2) получать от подразделения ГПН, инспекторов информацию и документы, относящиеся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

3) получать от подразделения ГПН информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

4) знакомиться с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, сообщать подразделению ГПН о своем согласии или несогласии с ними;

5) обжаловать действия (бездействие) инспекторов, решения подразделения ГПН, повлекшие за собой при осуществлении надзора нарушение прав контролируемых лиц, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Контролируемые лица или их уполномоченные представители обязаны:

1) предоставлять инспекторам при проведении контрольных (надзорных) действий, предусмотренных настоящим Порядком, беспрепятственный доступ к объектам защиты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются;

2) представлять по требованию инспекторов при проведении контрольных (надзорных) действий после начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия сведения (документы) о состоянии пожарной безопасности объектов защиты, а также необходимые пояснения в письменной форме относительно выявленных несоответствий и (или) противоречий в представленных сведениях (документах).

12. Информационное обеспечение надзора предусматривает защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключает передачу такой информации в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188).