1. Настоящий Порядок определяет организацию и осуществление федерального государственного пожарного надзора подразделениями государственного пожарного надзора войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - подразделения ГПН, войска национальной гвардии) на объектах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии (далее - надзор).
2. Предметом надзора являются <1>:
--------------------------------
<1> Пункт 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 27, ст. 5403). Далее - Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.
1) соблюдение Росгвардией и ее территориальными органами, органами управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, органами управления соединений, воинскими частями, подразделениями (органами), в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции, военными образовательными организациями высшего образования, иными организациями войск национальной гвардии, организациями, осуществляющими деятельность на объектах Росгвардии и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии, их должностными лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, подлежащую надзору (далее - контролируемые лица), обязательных требований пожарной безопасности (далее - обязательные требования) в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках (далее - объекты защиты), которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования, а также оценка их соответствия обязательным требованиям;
2) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" <1>, техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" <2> и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2021, N 18, ст. 3061).
--------------------------------
<1> Утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru), 2 сентября 2011 г.) и является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
<2> Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 (официальный сайт Евразийского экономического союза (www.eaeunion.org), 24 июля 2017 г.) и является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
3. Объектами надзора являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по соблюдению ими обязательных требований;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования;
4. Подразделениями ГПН являются <3>:
--------------------------------
<3> Подпункты "д" - "е" пункта 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
1) Отдел ведомственной пожарной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ОВПО Росгвардии);
2) инспекции пожарной безопасности управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации.
5. Государственными инспекторами войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - инспекторы), осуществляющими полномочия надзора, являются <4>:
--------------------------------
<4> Подпункты "и" - "м" пункта 11 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
1) начальник ОВПО Росгвардии и его заместители - соответственно главный государственный инспектор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - главный государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору) и его заместители;
2) должностные лица ОВПО Росгвардии - государственные инспекторы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору);
3) начальники инспекций пожарной безопасности управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации - главные государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - главный государственный инспектор оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии по пожарному надзору);
4) должностные лица инспекций пожарной безопасности управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации - государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору (далее - государственный инспектор оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии по пожарному надзору).
6. При осуществлении надзора инспекторы имеют право <1>:
--------------------------------
<1> Пункт 23 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
1) проводить контрольные (надзорные) мероприятия;
2) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и решения руководителя подразделения ГПН или его заместителя (при наличии) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты защиты. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только инспекторами, указанными в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
3) совершать контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренные настоящим Порядком;
4) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу (проб) образцов;
5) запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;
6) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект защиты либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
7) принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
8) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;
9) осуществлять профилактические мероприятия.
7. Главные государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии по пожарному надзору в рамках своей компетенции при осуществлении надзора пользуются правами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, а также принимают решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и проводят их <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 24 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
8. Главный государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору и его заместители в рамках своей компетенции при осуществлении надзора пользуются правами, указанными в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 25 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
9. При осуществлении надзора инспекторы обязаны <3>:
--------------------------------
<3> Пункт 27 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений подразделений ГПН вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), если такая мера предусмотрена законодательством Российской Федерации;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами и их уполномоченными представителями проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения и решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) не допускать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их уполномоченных представителей при проведении контрольного (надзорного) мероприятия и в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, осуществлять их консультирование;
6) предоставлять контролируемым лицам, их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, информацию и документы, относящиеся к предмету надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры;
7) знакомить контролируемых лиц, их уполномоченных представителей с результатами контрольного (надзорного) мероприятия и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
8) знакомить контролируемых лиц, их уполномоченных представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия и совершения контрольных (надзорных) действий;
12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
10. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемые лица или их уполномоченные представители имеют право:
1) присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам его проведения;
2) получать от подразделения ГПН, инспекторов информацию и документы, относящиеся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
3) получать от подразделения ГПН информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, сообщать подразделению ГПН о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) инспекторов, решения подразделения ГПН, повлекшие за собой при осуществлении надзора нарушение прав контролируемых лиц, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Контролируемые лица или их уполномоченные представители обязаны:
1) предоставлять инспекторам при проведении контрольных (надзорных) действий, предусмотренных настоящим Порядком, беспрепятственный доступ к объектам защиты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются;
2) представлять по требованию инспекторов при проведении контрольных (надзорных) действий после начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия сведения (документы) о состоянии пожарной безопасности объектов защиты, а также необходимые пояснения в письменной форме относительно выявленных несоответствий и (или) противоречий в представленных сведениях (документах).
12. Информационное обеспечение надзора предусматривает защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключает передачу такой информации в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей