Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 3. Создание условий и стимулов для управления рыночными рисками участниками рынка

На российском рынке процентных производных финансовых инструментов (ПФИ), которые являются основным инструментом хеджирования процентного риска, на текущем этапе в основном присутствуют кредитные организации, чаще всего хеджирующие долгосрочные активы (выданные кредиты), имеющие фиксированную процентную ставку. Небольшая емкость российского рынка процентных ПФИ связана с действием ряда факторов, среди которых - отсутствие широкого круга участников с разнонаправленными интересами, недостаточная экспертиза компаний реального сектора в области управления процентным риском и использования процентных ПФИ, нормативные ограничения.

В соответствии с текущим законодательством внебиржевые ПФИ, заключаемые нефинансовыми организациями, учитываются в общей налоговой базе, исключительно если доказан их хеджирующий характер. Текущее налоговое законодательство не исключает риск переквалификации налоговыми органами хеджирующих сделок ПФИ в спекулятивные, что влечет за собой отнесение таких сделок в отдельную налоговую базу и потенциальный пересчет налоговых сумм не в пользу налогоплательщика. Зачастую при реализации указанного сценария нефинансовые организации соглашаются на налоговые доначисления, но отказываются от дальнейшего хеджирования. В этой связи представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс, что снимет налоговые риски и приведет к росту практики хеджирования рыночного риска и к повышению стабильности российской экономики в целом.

Практика выпуска Минфином России ОФЗ с плавающей ставкой наряду с фиксированным размером процента будет способствовать снижению процентного риска на балансах кредитных организаций.

В целях ограничения переноса процентного риска банками на заемщиков - физических лиц Банк России разработает регулирование кредитования физических лиц по плавающим процентным ставкам. Планируется закрепление соответствующих изменений в законодательстве. Так, будут введены ограничения на величину повышения ставки, а также на увеличение срока кредита. Кроме того, для снижения рисков мисселинга будут установлены дополнительные требования к финансовым организациям по информированию заемщиков об условиях изменения процентной ставки по договору потребительского кредита (займа) до его заключения.

Предлагается наделить Банк России полномочиями ограничивать долю кредитов (займов), выдаваемых кредитными или микрофинансовыми организациями физическим лицам по плавающей ставке, в общем объеме кредитов (займов).

Кроме того, Банк России рассматривает возможность допустить размещение сберегательных сертификатов с фиксированным сроком погашения через финансовые платформы с использованием упрощенной идентификации, что увеличит срочность банковских пассивов и, соответственно, снизит процентный риск банковского сектора.