Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 2. Совершенствование мониторинга системных рисков фондового рынка и некредитных финансовых организаций

Важным элементом эффективной макропруденциальной политики является своевременное выявление и оценка системных рисков. Поскольку в России традиционно доминировал банковский сектор, основным объектом анализа были системные риски банков. В настоящее время растет значимость НФО и фондового рынка для системной финансовой стабильности. Все чаще в качестве альтернативы банковским вкладам граждане выбирают инструменты фондового рынка, обращаясь напрямую к брокерам, управляющим компаниям и страховым компаниям. Развитие фондового рынка и усиление роли НФО в финансовом секторе, с одной стороны, способствует росту объемов длинных денег в экономике. С другой стороны, данная тенденция может сопровождаться накоплением системных рисков. Они могут быть связаны с возможным ростом волатильности рынка в результате активного участия на нем розничных инвесторов, усилением влияния фондового рынка на благосостояние граждан, а также ростом взаимосвязей между различными секторами финансовой системы.

В связи с этим Банк России будет развивать мониторинг системных рисков фондового рынка и некредитных финансовых организаций. В частности, планируются введение системы риск-метрик и совершенствование данных для анализа вложений в инструменты НФО, включая введение форм отчетности. Учет рисков НФО и банков, в том числе связанных с увеличением объема клиентских средств в НФО, будет включен в стресс-тестирование, в рамках которого будет проводиться сетевой анализ.

Другим потенциальным источником системных рисков является рост объема вложений физических лиц в иностранные ценные бумаги. Длительное сохранение такой тенденции может привести к росту валютизации сбережений граждан, увеличению оттока капитала и усилению зависимости платежного баланса и валютного курса от иностранных рынков.

Банк России будет проводить постоянный мониторинг трансграничных операций, а также оценку рисков, связанных с вложениями физических лиц - резидентов Российской Федерации в иностранные активы через российские и иностранные финансовые организации.

Развитие подходов к мониторингу системных рисков позволит своевременно выявлять как риски отдельных секторов финансовой системы, так и возможное влияние данных рисков на финансовую систему в целом, оперативно реагировать на возможные уязвимости НФО и принимать необходимые меры для их предотвращения.

В будущем для повышения качества оценки системных рисков финансового сектора Банк России планирует продолжать совершенствование методологии макропруденциального стресс-тестирования (МСТ). Развитие инструментария МСТ также направлено на усиление его роли при формировании политики по обеспечению финансовой стабильности. В частности, планируется использовать результаты МСТ при калибровке значений макропруденциальных надбавок, антициклической надбавки, а также в рамках планирования мер антикризисной политики в целях снижения неблагоприятных последствий макроэкономического стресса.

Кроме того, Банк России будет проводить работу с участниками рынка по обеспечению готовности их информационных систем и бизнес-процессов к эффективной реализации механизма снижения волатильности рынка ценных бумаг в условиях стресса - временного ограничения так называемых коротких продаж.