В эпоху цифровой трансформации финансового рынка одним из ключевых направлений деятельности Банка России будет обеспечение поступательного роста доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса. При широком использовании онлайн-каналов обслуживания, не предполагающих непосредственной коммуникации человека с человеком, должно повышаться качество предоставления финансовых услуг и сохраняться в определенных случаях возможность очного или дистанционного общения с сотрудниками финансовых организаций. Удобство и скорость дистанционных форматов взаимодействия на финансовом рынке должны сопровождаться надежной защитой персональных данных, обеспечением кибербезопасности, соблюдением прав потребителя, в том числе на информацию. Развитие экосистем и финансовых платформ, расширение возможностей применения адресного подхода к потребителю и персонализации предложения финансовых продуктов и услуг не должны ограничивать право граждан на свободный информированный выбор, а также на безбарьерное переключение между провайдерами финансовых услуг. При комплексном обслуживании клиентов необходимо дать потребителю ясность в отношении тарифов на отдельные финансовые сервисы, чтобы обеспечить сравнимость предложений от разных провайдеров, а также в целях исключения миспрайсинга, то есть продажи услуг и продуктов по заведомо завышенной стоимости, скрытой от приобретателя, в том числе через введение его в заблуждение относительно характеристик продукта или услуги.
Важно также учитывать, что вопросы повышения финансовой доступности могут иметь свою специфику в различных регионах России, принимать во внимание ее географические и территориальные особенности, глубину проникновения мобильных устройств и дистанционных сервисов, ментальную готовность населения к работе в цифровой среде и другие факторы.
Кроме традиционного фокуса на финансовую доступность для граждан, Банк России продолжит уделять значимое внимание доступности финансовых сервисов для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Несмотря на позитивную динамику по данному направлению, остается определенный потенциал повышения ценовой доступности в сфере безналичных расчетов, а также ассортиментной доступности в области привлечения долевого и долгового финансирования для указанных участников рынка.
В этих условиях Банк России выделяет следующие ключевые задачи по направлению повышения доступности финансовых услуг:
1. Повышение физической и ассортиментной доступности финансовых услуг через развитие онлайн-каналов обслуживания для населения и бизнеса при снижении рисков цифрового неравенства и усилении кибербезопасности.
2. Расширение возможностей привлечения долгового и долевого финансирования для бизнеса.
В целях создания благоприятных условий для роста финансовой доступности Банк России завершает разработку соответствующего плана действий - Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022 - 2024 годов <15>. В документе, кроме обозначенных выше задач, будет уделено внимание вопросам, имеющим высокую социальную значимость. К ним относятся обеспечение доступа к финансовым услугам для жителей отдаленных и малонаселенных территорий; создание безбарьерной финансовой среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан; повышение доступности финансовых услуг для граждан с невысоким уровнем дохода; доступность различных финансовых инструментов для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, снижение стоимости безналичных расчетов между гражданами и бизнесом посредством использования СБП.
--------------------------------
<15> Проект приоритетных направлений повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022 - 2024 годов размещен на официальном сайте Банка России 29.09.2021.
- Задача 1. Повышение физической и ассортиментной доступности финансовых услуг через развитие онлайн-каналов обслуживания для населения и бизнеса при снижении рисков цифрового неравенства и усилении кибербезопасности
- Задача 2. Расширение возможностей привлечения долгового и долевого финансирования для бизнеса
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей