Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 1. Создание условий для принятия потребителями и инвесторами осознанных решений при использовании финансовых продуктов, инструментов и услуг

Выбор граждан в пользу тех или иных финансовых продуктов и услуг, а также ожидания от их использования во многом зависят от двух факторов:

- содержания, формата и своевременности информации, предоставляемой потребителю и инвестору о финансовых инструментах и услугах;

- финансовой дисциплины, уровня финансовой, в том числе инвестиционной, грамотности граждан и наличия у них практического опыта работы с финансовыми инструментами.

С учетом этого Банк России будет принимать меры, направленные, во-первых, на улучшение потребительских свойств информации, получаемой гражданами от финансовых организаций; во-вторых, на повышение доступности образовательного контента для приобретения ими теоретических знаний и практического опыта использования финансовых продуктов, включая инвестиционные инструменты; и, наконец, на информирование населения на регулярной основе о мошенничестве и недобросовестных практиках на финансовом рынке, возможных рисках и потерях, связанных с использованием финансовых продуктов и услуг, возможностях и особенностях каждого из них.

Системный подход к решению этой задачи возможен при использовании комплекса коммуникационных каналов и инструментов, включая социальную рекламу, в сотрудничестве Банка России, Правительства Российской Федерации и средств массовой информации. Такой комплексный подход должен способствовать формированию условий, в которых граждане смогут принимать более осознанные решения по покупке финансовых продуктов, инструментов и услуг.

Важным элементом в решении данной задачи станет создание стимулов для финансовых посредников соотносить сберегательные и инвестиционные потребности клиента, уровень его подготовки и финансового положения с формируемым предложением финансовых продуктов и услуг. Фактически финансовый посредник должен играть ключевую роль в оказании гражданам помощи в принятии осознанных инвестиционных решений, соответствующих их жизненным целям.

Первый шаг в этом направлении - совершенствование порядка информирования финансовыми организациями граждан до заключения договора, в том числе в целях пресечения практики недобросовестных продаж. За поставщиками финансовых услуг законодательно закреплена обязанность предоставлять клиентам необходимую и полную информацию о предлагаемых продуктах, а также связанных с ними рисках. Банк России наделен полномочиями устанавливать форму, способы и порядок предоставления указанной информации.

Банк России планирует обязать финансовые организации стандартизировать раскрытие клиенту информации об инвестиционных продуктах в виде паспорта финансового продукта (ключевого информационного документа - КИД) <1>. Учитывая, что у граждан разный уровень подготовки и готовности тратить время на использование информации при принятии инвестиционных решений, КИД будет иметь краткий формат, визуализирующий в наиболее простой форме уровень сопряженных с финансовым инструментом рисков. При этом потребитель будет иметь возможность ознакомиться с более подробным вариантом, позволяющим быстро и в доступной форме узнать об особенностях финансовых продуктов. Хотя использование КИД особенно актуально для сложных финансовых инструментов, наличие таких простых и наглядных паспортов для большинства финансовых продуктов поможет гражданам выбирать те, которые соответствуют их потребностям и отношению к риску.

--------------------------------

<1> КИД введены в 2020 году, разработаны и рекомендованы для ряда финансовых продуктов, в том числе структурных. В настоящее время использование большинства КИД имеет рекомендательный характер или закреплено стандартами саморегулируемых организаций. В отношении ПИФ для неквалифицированных инвесторов с 1 октября 2021 года использование КИД стало обязательным в соответствии с требованиями Банка России.

Наряду с этим совместно с ФАС России планируется разработать рекомендации в отношении рекламы финансовых продуктов и услуг с учетом лучших практик, что должно также снизить риски введения потребителей в заблуждение и принятия ими эмоциональных решений в ущерб своему благополучию.

С октября 2021 года началось тестирование неквалифицированных инвесторов, которое будет решать несколько задач: даст возможность клиенту оценить собственную готовность к приобретению сложных инвестиционных инструментов, создаст стимулы и ориентиры для повышения инвестиционной грамотности, а также позволит финансовым посредникам получить дополнительную информацию о клиенте и предостеречь его от совершения сделок с повышенным для него риском. С учетом результатов внедрения тестирования неквалифицированных инвесторов на рынке ценных бумаг в течение планового периода предполагается разработать подходы к тестированию на рынке инвестиционного страхования жизни и оценить целесообразность тестирования в сфере цифровых финансовых активов (ЦФА) и краудфандинга. При этом Банк России рассмотрит возможность применения в отношении краудфандинговых и инвестиционных платформ такого же подхода, как на рынке ценных бумаг, когда квалифицированные инвесторы могут приобретать любые продукты, а для неквалифицированных инвесторов, прошедших тестирование, будет доступен более широкий круг продуктов, чем для тех, кто тестирование не прошел.

Кроме того, отдельного внимания заслуживает совершенствование механизмов признания физического лица квалифицированным инвестором. Действующий порядок устарел морально и содержит существенные недостатки, выявляемые в ходе правоприменительной практики. В этой связи, а также учитывая быстрый рост числа физических лиц, признанных квалифицированными инвесторами за последний год, запланирована работа по совершенствованию процедуры признания физических лиц квалифицированными инвесторами.

Банк России будет использовать инструмент поведенческой экспертизы в отношении регуляторных норм, связанных с требованиями к форме, содержанию и порядку доведения информации о финансовых продуктах, а также порядку взаимодействия поставщиков продуктов с клиентами.