V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов Росгвардии при осуществлении нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности

126. Нормативные правовые акты Росгвардии издаются в виде приказов или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; 2019, N 42, ст. 5912.

Нормативные правовые акты могут быть изданы Росгвардией совместно с другими федеральными органами исполнительной власти или по согласованию с ними.

127. Подготовка проектов нормативных правовых актов Росгвардии <1> осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым директором планом на очередной календарный год.

--------------------------------

<1> Далее в настоящей главе - "проект нормативного правового акта".

В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых относится к компетенции Росгвардии, но прямо не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.

128. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии с учетом их функций и компетенции, при этом работу по его подготовке организует структурное подразделение центрального аппарата Росгвардии, которое в плане (поручении) указано первым или обозначено словом "ответственный" и является головным разработчиком. К подготовке проекта нормативного правового акта при необходимости привлекаются специалисты научных и иных организаций.

Подготовка проекта нормативного правового акта должна начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующих по этому вопросу законодательных актов Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Росгвардии, практики их применения, справочного материала (предложения, отчеты, доклады), а также научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, данных социологических и иных исследований, если такие проводились.

129. Подготовка проекта нормативного правового акта включает в себя:

разработку текста проекта нормативного правового акта;

предварительное обсуждение на заседании Общественного совета при Росгвардии в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" <2>;

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4997; 2017, N 29, ст. 4374.

согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата Росгвардии;

раскрытие информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения;

независимую антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта;

правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта в структурном подразделении центрального аппарата Росгвардии, осуществляющем правовое обеспечение деятельности Росгвардии <1>;

--------------------------------

<1> Далее - "правовое подразделение Росгвардии".

согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо направление проекта правового акта на заключение (экспертизу) в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

130. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии, являющиеся головными разработчиками проектов нормативных правовых актов, направляют указанные проекты в правовое подразделение Росгвардии для их размещения на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения <2>. Правовое подразделение Росгвардии организует размещение проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" с указанием даты начала и даты окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

--------------------------------

<2> Далее - "сайт regulation.gov.ru в сети "Интернет".

Срок размещения проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляет не менее 7 дней.

В случае если в отношении проекта нормативного правового акта необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2019, N 38, ст. 5313. Далее - "Правила проведения оценки регулирующего воздействия".

В случае если в отношении проекта нормативного правового акта необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" <2>, за исключением случаев, установленных пунктом 11 Правил раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; 2018, N 45, ст. 6947. Далее - "Правила раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения".

131. Правовая экспертиза проекта нормативного правового акта проводится последовательно в два этапа: предварительная правовая экспертиза и заключительная правовая экспертиза.

132. На предварительную правовую экспертизу проект нормативного правового акта направляется по решению начальника (руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Росгвардии, являющегося головным разработчиком (лица, его замещающего).

133. Проект нормативного правового акта представляется на правовую экспертизу в правовое подразделение Росгвардии завизированным начальником (руководителем) (лицом, временно исполняющим обязанности), а также лицом, в основные служебные обязанности которого входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов нормативных правовых актов в качестве юриста, структурного подразделения центрального аппарата Росгвардии, определенного в качестве головного разработчика.

134. В ходе предварительной правовой экспертизы проекта нормативного правового акта определяется:

соответствие установленным законодательством Российской Федерации полномочий Росгвардии на его издание;

соответствие его содержания общепризнанным принципам и нормам международного права и обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, актам Российской Федерации, а также ранее изданным нормативным правовым актам Росгвардии;

соблюдение установленных правил оформления;

необходимость раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения;

перечень структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии, с которыми он должен быть согласован;

необходимость в согласовании проекта нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо направление проекта нормативного правового акта на заключение (экспертизу) в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;

необходимость направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России.

135. Предварительная правовая экспертиза проекта нормативного правового акта проводится в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня его официального поступления, со всеми прилагаемыми документами и материалами в правовое подразделение Росгвардии.

По завершении предварительной правовой экспертизы правовое подразделение Росгвардии направляет проект нормативного правового акта с замечаниями (при их наличии) головному разработчику.

136. Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется начальником (руководителем) структурного подразделения центрального аппарата Росгвардии (лицом, временно исполняющим обязанности), который несет ответственность за достоверность информации, указанной в согласованном им проекте нормативного правового акта, в соответствии со своей компетенцией.

137. После согласования проекта нормативного правового акта с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата Росгвардии проект нормативного правового акта согласовывается с заместителями директора (в соответствии с распределением обязанностей) и представляется на заключительную правовую экспертизу в правовое подразделение Росгвардии.

138. Заключительная правовая экспертиза проекта нормативного правового акта проводится в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня его поступления в правовое подразделение Росгвардии. Для проведения заключительной правовой экспертизы представляется экземпляр проекта нормативного правового акта, в отношении которого проводилась предварительная правовая экспертиза.

139. Проект нормативного правового акта, не направлявшийся ранее на предварительную правовую экспертизу, рассматривается в срок, не превышающий 21 рабочий день со дня его официального поступления в правовое подразделение Росгвардии.

По указанию директора, статс-секретаря - заместителя директора, руководителя правового подразделения Росгвардии срок рассмотрения проекта нормативного правового акта в правовом подразделении Росгвардии может быть сокращен.

140. В случае невозможности рассмотрения проекта нормативного правового акта в установленные сроки (в силу значительного объема проекта нормативного правового акта и прилагаемых к нему документов и материалов; большого массива либо отсутствия в Росгвардии нормативных правовых актов, требующих дополнительного изучения; наличия в проекте нормативного правового акта положений и отдельных нормативных предписаний, требующих официального разъяснения со стороны компетентных органов или соответствующих специалистов) срок рассмотрения проекта нормативного правового акта в правовом подразделении Росгвардии может быть продлен по решению статс-секретаря - заместителя директора или руководителя правового подразделения Росгвардии, но не более чем на один месяц.

141. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится правовым подразделением Росгвардии одновременно с проведением правовой экспертизы (заключительной правовой экспертизы) в порядке, установленном в Росгвардии <1>, и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Росгвардии от 30 июня 2018 г. N 228 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 19 июля 2018 года, регистрационный N 51648).

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374.

142. На правовую экспертизу проект нормативного правового акта представляется с приложением пояснительной записки к проекту нормативного правового акта, а также сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, финансово-экономического и (или) технико-экономического обоснования (в случае их подготовки).

Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта содержит:

правовые основания, цели и мотив издания нормативного правового акта;

сведения о всех действующих нормативных правовых актах по вопросу, относящемуся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта;

основной предмет правового регулирования проекта нормативного правового акта;

основное содержание проекта нормативного правового акта;

сведения о заинтересованных структурных подразделениях центрального аппарата Росгвардии и федеральных органах исполнительной власти, с которыми необходимо согласовать проект нормативного правового акта, и уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, в которые необходимо направить проект нормативного правового акта на заключение (экспертизу);

последствия издания данного нормативного правового акта, связанные с необходимостью формирования новых подразделений, увеличения численности существующих, а также их дополнительного финансирования и материально-технического обеспечения;

необходимость внесения изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты.

К проектам нормативных правовых актов, влияющим на финансовые ресурсы, подготавливается с учетом содержания пояснительной записки финансово-экономическое обоснование, а предусматривающим мероприятия по информатизации, - финансово-экономическое и (или) технико-экономическое обоснование.

143. В случае несоответствия проекта нормативного правового акта актам более высокой юридической силы и правилам юридической техники правовое подразделение Росгвардии подготавливает мотивированное правовое заключение и направляет его в структурное подразделение центрального аппарата Росгвардии, определенное в качестве головного разработчика.

144. Проекты нормативных правовых актов, представленные на правовую экспертизу в правовое подразделение Росгвардии с нарушениями главы V настоящего Регламента, не позднее пяти рабочих дней со дня их официального поступления в правовое подразделение Росгвардии возвращаются в структурное подразделение центрального аппарата Росгвардии, определенное в качестве головного разработчика, без рассмотрения с указанием причин, послуживших основанием для возвращения проекта нормативного правового акта.

145. В период правовой экспертизы структурное подразделение центрального аппарата Росгвардии, определенное в качестве головного разработчика, по запросу правового подразделения Росгвардии дает необходимые пояснения по проекту нормативного правового акта и представляет документы, указанные в проекте нормативного правового акта либо являющиеся основанием для его подготовки.

146. Если в процессе согласования в проект нормативного правового акта вносятся существенные изменения, проект нормативного правового акта подлежит повторному представлению на правовую экспертизу.

147. Нормативные правовые акты Росгвардии подписываются директором (лицом, исполняющим его обязанности).

148. Представление на подпись директору (лицу, исполняющему его обязанности) проектов нормативных правовых актов, не прошедших правовую экспертизу, не допускается.

149. Структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии и ее территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты Росгвардии.

150. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти возлагается на структурное подразделение центрального аппарата Росгвардии, определенное в качестве головного разработчика.

151. В целях подготовки проектов нормативных правовых актов межведомственного характера по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти могут создаваться межведомственные рабочие группы.

Заместители директора (в соответствии с распределением обязанностей) и начальники (руководители) структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии обеспечивают согласование проектов нормативных правовых актов, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проектам нормативных правовых актов заместитель директора (в соответствии с распределением обязанностей) или начальник (руководитель) структурного подразделения центрального аппарата Росгвардии, определенного в качестве головного разработчика, докладывает о них директору и действует в соответствии с его указаниями.

152. Нормативные правовые акты Росгвардии, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

153. Нормативные правовые акты Росгвардии, подлежащие государственной регистрации в Минюсте России, необходимые материалы и сопроводительное письмо в Минюст России представляются структурными подразделениями центрального аппарата Росгвардии, являющимися их головными разработчиками, в правовое подразделение Росгвардии не позднее трех рабочих дней со дня его регистрации в подразделении делопроизводства и режима Росгвардии.

Руководителем правового подразделения Росгвардии подписывается справка к нормативному правовому акту Росгвардии и визируется второй экземпляр сопроводительного письма в Минюст России.

Письма о направлении нормативного правового акта Росгвардии на государственную регистрацию в Минюст России подписываются статс-секретарем - заместителем директора (лицом, его замещающим в соответствии со схемой замещения).