Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Изменения в бюджетной политике в 2021 году

С 01.05.2021 была осуществлена корректировка параметров демпферной компоненты, в рамках которой был снижен коэффициент индексации базовых индикативных цен бензина и дизельного топлива. При прочих равных условиях это предполагает увеличение субсидий из бюджета нефтепереработчикам при высоких мировых ценах на бензин и дизельное топливо и уменьшение ими выплат в бюджет при низких ценах. По оценкам Банка России, в 2022 - 2024 годах при текущих уровнях цен Urals объем ежегодных дополнительных нефтегазовых доходов может сократиться на сумму до 0,2 трлн рублей.

С 2021 года в федеральный бюджет начали поступать доходы по НДФЛ по повышенной ставке с доходов свыше 5 млн руб. <1>, объем которых в 2021 году, по оценкам Минфина России, может составить около 0,08 трлн руб., а в 2022 - 2024 годах - до 0,2 трлн руб. ежегодно.

--------------------------------

<1> В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей в налоговый период".

С 2022 года в федеральный бюджет начнут поступать доходы по НДФЛ с процентов по депозитам и облигациям при инвестировании более 1 млн рублей. Объем таких поступлений может превысить 0,1 трлн руб. ежегодно.

В рамках введения экспортной пошлины на металлы в августе - декабре 2021 года ожидается поступление дополнительных ненефтегазовых доходов (более 0,1 трлн руб. с учетом выпадающих поступлений по налогу на прибыль металлургов). Кроме того, с 2021 года действуют экспортные пошлины на отдельные продовольственные и непродовольственные товары (зерно, подсолнечное масло, рапс, древесина и другие), направленные на сдерживание роста внутренних цен на эти товары в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и способствующие дополнительному пополнению бюджета. На 2022 - 2024 годы предусмотрено повышение налоговой нагрузки для металлургических, угольных компаний и производителей удобрений (в том числе введение акциза на сталь, корректировка ставок НДПИ и другое), которое должно суммарно принести бюджету до 0,6 трлн руб. дополнительных доходов в ближайшие три года.

Также в 2022 - 2024 годах ожидается значительный рост поступлений от дивидендов госкомпаний за счет более высокого исполнения норматива отчислений на дивиденды (50% скорректированной чистой прибыли по МСФО) и более высокого финансового результата в 2021 - 2022 годах, чем в 2020 году <2>. Ежегодные поступления по дивидендам могут вырасти с 0,5 - 0,6 трлн руб. в 2020 - 2021 годах до 1,0 трлн руб. в 2022 - 2024 годах. Дополнительному поступлению средств в бюджет будут способствовать корректировки ставок акцизов на отдельные виды табачной продукции и нефтепродукты.

--------------------------------

<2> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2021 N 1589-р.

В целом по сравнению с проектировками, представленными в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в 2021 - 2023 годах ожидается поступление более высоких доходов, что связано с более благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и более активным восстановлением внутренней деловой активности и спроса, дальнейшим улучшением собираемости поступлений. В случае формирования более высоких ненефтегазовых доходов в 2021 - 2023 годах расходы бюджета могут быть увеличены, что связано в том числе с реализацией мер в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, расширением сметы национальных проектов, увеличением индексаций зарплат в бюджетном секторе, социальных трансфертов и пенсий, дополнительных ассигнований на борьбу с пандемией, продлением и расширением программ льготного ипотечного кредитования. При этом более высокий объем нефтегазовых доходов в 2022 году позволит перейти к профицитному исполнению бюджета.