III. Особенности возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, за нарушения требований пожарной безопасности в сфере лесного хозяйства

Из анализа положений статьи 20.4 КоАП РФ и положений Правил противопожарного режима к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в сфере лесного хозяйства могут быть привлечены все категории субъектов, для которых соответствующими частями статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание: граждане, должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Выявление указанных нарушений требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ возможно в случаях:

- непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения - при осуществлении надзорных мероприятий в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе в рамках рейдового осмотра;

- поступления из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- поступления сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, - при проверке сообщений об иных происшествиях, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. N 270 (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2006 N 7904) (далее - Инструкция о проверке сообщений).

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который является основным процессуальным документом по делу об административном правонарушении, фиксирующим административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указываются следующие сведения: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

В обязательном порядке в протоколе об административном правонарушении должно содержаться объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело или соответствующая отметка, в случае если лицо отказывается давать такие объяснения. При составлении протокола об административном правонарушении участникам производства по делу разъясняются под роспись их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, фиксации нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, когда протокол об административном правонарушении рассматривается в отсутствии указанных лиц (при их надлежащем уведомлении) в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Пленум ВС РФ N 5) к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Кроме этого, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности только в случае его надлежащего уведомления. В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Также необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Под законными представителями юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ понимаются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Помимо этого, в соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях") доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность своему представителю на участие в конкретном административном деле.

В целях соблюдения указанных требований законодательства в деле об административном правонарушении в обязательном порядке должны содержаться документы, подтверждающие соблюдение должностным лицом, осуществляющим производство по делу, установленного КоАП РФ порядка извещения.

Согласно статье 28.7 КоАП РФ при осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, проводится административное расследование.

Как указано в пункте 3 Пленума ВС РФ N 5 административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

В том числе, при проведении административного расследование могут осуществляться:

- экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);

- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);

- поручения и запросы по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ);

- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);

- осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ) и др.

Выбор необходимых процессуальных действий непосредственно зависит от конкретного нарушения обязательных требований и связан с установлением события и состава правонарушения.

При этом необходимо обратить особое внимание на то обстоятельство, что механизм осуществления указанных процессуальных действий в отношении неустановленных лиц требованиями законодательства не урегулирован.

В целях соблюдения вышеуказанных требований законодательства целесообразно проводить проверки по фактам возгорания мусора и травяной растительности в соответствии с Разделом VII Инструкции о проверке сообщений, при этом принимать меры по установлению личности лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения его к административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Порядок возбуждения дела и проведения административного расследования определен в статье 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с указанной статьей решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования оформляется определением.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

В зависимости от обстоятельств дела об административном правонарушении, а также способов выявления нарушения требований пожарной безопасности в деле могут образовываться следующие виды документов:

- информационные письма от граждан и организаций, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения требований пожарной безопасности с приложением соответствующих документов, актов, схем, фототаблиц, рапортов, объяснений граждан, должностных лиц и т.д.;

- копии решений органов государственной власти и местного самоуправления о введенном на определенной территории особом противопожарном режиме;

- копии документов, подтверждающих правой статус и целевое назначение земельных участков, на которых допущено нарушение требований пожарной безопасности;

- копии документов, о правообладателях земельных участков, на которых допущено нарушение требований пожарной безопасности;

- копии документов, содержащих данные о личности правонарушителя (паспорт гражданина РФ, приказ о назначении на должность, документы о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- копии документов, подтверждающих надлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о проводимых по делу процессуальных действиях;

- копии документов об оплате административного штрафа или направлении постановления для принудительного исполнения в органы ФССП России;

- иные документы, образующиеся в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении.