Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Пенсионный фонд

Параметры бюджета Пенсионного фонда рассчитаны с учетом мер, направленных на повышение уровня благосостояния пенсионеров и обеспечение долгосрочной устойчивости системы пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы исходя из тарифа страхового взноса, установленного в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов (в 2022 году - 1 566 тыс. рублей, в 2023 году - 1 668 тыс. рублей, в 2024 году - 1 778 тыс. рублей).

Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Компенсация выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда предусматривается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определено дифференцированно в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности.

При формировании доходной части бюджета Пенсионного фонда учтено продление на весь период "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Расходы сформированы с учетом следующих особенностей:

- размер индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров составит в 2022 году - 5,9%; в 2023 году - 5,6%; в 2024 году - 5,5%. Корректировка страховых пенсий будет осуществляться ежегодно с 1 января, при этом стоимость пенсионного коэффициента в 2022 году определена в размере 104,69 рублей, в 2023 году - 110,55 рублей, в 2024 году - 116,63 рублей. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии индексируется ежегодно с 1 января, и в 2022 году будет установлен в сумме 6 401,10 рублей, в 2023 году - 6 759,56 рублей, в 2024 году - 7 131,34 рубль;

- средний размер страховых пенсий неработающих пенсионеров составит в 2022 году - 18 447 рублей, в 2023 году - 19 399 рублей, в 2024 году - 20 388 рублей;

Источниками финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда на 2022 - 2024 гг. являются остатки межбюджетных трансфертов, образовавшиеся в бюджете Пенсионного фонда по состоянию на 1 января 2021 года.

Таблица 4.3.1. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда в 2019 - 2024 гг. <*>

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021 <**>

2022

2023

2024

Доходы

8 720,2

10 258,9

9 614,1

9 961,8

10 520,5

11 001,7

Межбюджетные трансферты

3 307,1

4 785,1

3 750,7

3 631,2

3 750,9

3 772,6

из федерального бюджета, в т.ч.:

3 303,8

4 783,0

3 747,0

3 627,4

3 746,9

3 768,4

ОПС

1 065,2

1 695,3

256,7

416,6

317,2

107,2

компенсация выпадающих доходов

54,6

69,3

478,0

499,0

533,8

570,2

валоризация

692,4

694,1

705,6

712,5

708,5

721,4

нестраховые периоды

95,7

100,9

115,7

125,3

139,8

155,9

из бюджетов субъектов

3,3

2,1

3,7

3,7

3,9

4,2

Собственные доходы

5 413,1

5 473,8

5 863,4

6 330,7

6 769,6

7 229,1

Расходы

8 564,3

9 691,9

10 144,5

10 110,5

10 528,5

11 120,8

Дефицит/профицит

155,9

567,0

-530,5

-148,7

-8,0

-119,2

Справочно: с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по накопительной составляющей

Доходы

8 781,0

10 303,3

9 683,6

10 032,5

10 592,0

11 074,7

Расходы

8 627,1

9 727,7

10 173,7

10 154,8

10 573,8

11 167,4

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

<**> Оценка.