2.3.1.3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Данное направление ориентировано не только на работу с одаренными детьми, проведение олимпиад и конкурсов, оно также предполагает работу с обучающимися профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов и с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

В данном направлении выявление, поддержка и развитие должны выступать некоторого рода триединством, что предполагает неразрывность этих трех элементов. Игнорирование любого из них может привести к неэффективности всей системы. Если муниципалитет нацелен только на выявление, то упускается необходимость сопровождения, если нацелен только на поддержку, то теряется необходимость выявлять и развивать.

Таким образом, при формировании концептуальных документов по данному направлению муниципальные цели и задачи следует формулировать как по выявлению, так и по поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Не исключением здесь являются и обучающиеся с ОВЗ, которые наряду с другими обучающимися обладают способностями и талантами, однако их раскрытие требует особых подходов. И здесь одной из основных задач системы образования становится создание таких условий, в которых данная категория обучающихся, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, могла бы проявлять и развивать свои способности.

Несколько примеров показателей по вышеперечисленным позициям оценивания:

- количество участников школьного/муниципального/регионального этапа ВсОШ;

- доля победителей и призеров муниципального/регионального этапа ВсОШ;

- доля обучающихся, охваченных иными формами развития образовательных достижений школьников (из перечня олимпиад и иных интеллектуальных и/или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений);

- доля образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;

- доля обучающихся с ОВЗ, охваченных мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;

- доля обучающихся, в том числе с ОВЗ, принявших участие в образовательных сменах;

- количество премий, стипендий для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- количество грантов для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- численность талантливых детей и молодежи, получивших поддержку в рамках проектов государственно-частного партнерства;

- доля обучающихся, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности;

- количество профильных смен для талантливых детей на базе оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, образовательных и досуговых центров и др.;

- количество обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей;

- и т.п.

Немаловажным аспектом при формировании системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи является развитие системы дополнительного образования детей как важнейшего элемента интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования обучающихся. Показателями здесь могут выступать, например, такие:

- доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования;

- охват обучающихся дополнительным образованием с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;

- численность обучающихся, посещающих организации дополнительного образования по отраслям ("Образование", "Культура", "Спорт" и др.);

- и т.п.

С учетом возможностей и потребностей обучающихся общеобразовательные программы могут реализовываться по индивидуальному учебному плану, который разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Обучение по такому плану организуется для обучающихся с высокой степенью успешности в освоении программ, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья либо по иным основаниям. Таким образом, индивидуальный учебный план должен обеспечивать освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Профильное обучение является еще одним средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более плотно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Обучение в таких классах должно быть направлено на обеспечение ориентации образовательной программы на конкретные области знания и/или виды деятельности, определяющей ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности и требования к результатам освоения образовательной программы повышенного уровня.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют образовательные программы, основываясь на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивая углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей.

Определяя муниципальные цели и задачи по индивидуализации обучения стоит акцентировать внимание на организации учебного процесса, при которой индивидуальный подход к обучению в отношении конкретных детей становится приоритетным. И здесь речь может идти как об обучающихся по индивидуальным учебным планам, так и о развитии способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах.

Показателями, соответствующими таким целям и задачам, могут выступать, например, следующие:

- доля обучающихся по индивидуальным учебным планам;

- доля обучающихся профильных классов, набравших по профильным предметам высокие баллы при прохождении ЕГЭ;

- доля победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ из числа обучающихся в профильных классах/классах с углубленным изучением отдельных предметов;

- и т.п.

Деятельность по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов в первую очередь предопределяется наличием квалифицированных кадров для осуществления этой деятельности. Формирование данного направления без ориентации на подготовку специалистов в этой области не приведет к эффективному результату. Показателем здесь может выступать, например, такой:

- доля педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи/повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи определяется в первую очередь личностными и психологическими особенностями таких обучающихся (одаренные дети, обучающиеся с ОВЗ и т.д.). Осуществление сопровождения благоприятно сказывается как на их социальной адаптации, так и на учебных достижениях. Показателями по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи могут выступать, например, такие:

- доля педагогических работников, имеющих подготовку по вопросам психологии одаренности;

- число педагогов-психологов, использующих психодиагностический инструментарий для выявления одаренности у детей;

- доля способных и талантливых детей, охваченных психолого-педагогическим сопровождением;

- и т.п.

Необходимость межмуниципального, сетевого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с точки зрения формирования и выстраивания муниципальной системы должна прослеживаться не только через проведение совместных мероприятий и заключение соглашений о сотрудничестве, но и через определение конкретной цели этого взаимодействия и ее обоснования.

Стоит отметить, что направление не должно быть представлено результатами деятельности центра развития одаренности, так как уставные документы такого центра не являются показателем выстроенной муниципальной системы; работа по направлению может проводиться совместно с центром, что необходимо отобразить в концептуальном документе.