2.3.1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

Для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися для начала необходимо выявить их профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности, после чего осуществлять непосредственно само сопровождение. Позиция по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации предполагает использование специальных методик. Разработанные муниципальные показатели по этой позиции могут быть направлены на выявление охвата обучающихся, в отношении которых проводилась диагностика профессиональных предпочтений.

Позиция по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся направлена на осуществление конкретных действий на основе уже выявленных предпочтений. Показатели по этой позиции оценивания могут быть ориентированы на выявление охвата обучающихся различными профориентационными мероприятиями.

Профильное обучение чаще всего основано на профессиональных интересах обучающихся и их намерениях в отношении продолжения образования. В связи с чем в качестве муниципальных показателей целесообразно использовать в том числе такие, как:

- доля обучающихся, выбравших для сдачи ЕГЭ предметы, соответствующие профилю обучения;

- доля обучающихся 9 и 11 классов, поступивших в ПОО и ОО ВО по профилю обучения;

- и т.п.

Для выстраивания работы по ранней профессиональной ориентации в муниципальном концептуальном документе стоит отобразить, с какого возраста она начинается (как принято в регионе/муниципалитете), исходя из чего определять показатели.

Получение инвалидами/лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Указанная категория граждан нуждается в комплексной системе профориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества. Показателем здесь может выступать охват обучающихся с ОВЗ различными конкурсами, профориентационными пробами, мастер-классами и пр.

Вовлеченность организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, различных предприятий, работодателей повышает эффективность профориентационной работы, а содействие в удовлетворении потребности в кадрах на основе анализа рынка труда муниципального образования и региона способствует развитию кадрового потенциала территории. В качестве показателей можно использовать, например, долю обучающихся, выбравших востребованные в регионе/муниципалитете специальности; выбравших профильные предметы, необходимые для поступления на эти специальности, и т.п.

Позиция оценивания по развитию конкурсного движения профориентационной направленности предполагает определение на муниципальном уровне целевых ориентиров в проведении различных конкурсов, а не представление перечня этих конкурсов.

Также стоит отметить, что направление не должно быть представлено результатами деятельности центра по профориентации, так как уставные документы такого центра не являются показателем выстроенной муниципальной системы; работа по направлению может проводиться совместно с центром, что необходимо отобразить в концептуальном документе.