Таблица 3. Характеристика документов, подтверждающих сформированность компонентов управленческого цикла

Таблица 3 - Характеристика документов, подтверждающих сформированность компонентов управленческого цикла

Компонент управленческого цикла

Параметры оценивания компонента

Характеристика документов

Цели

1) наличие цели;

Тип документа: концептуальный документ.

2) обоснование цели;

Пример документа: муниципальная программа, концепция, положение, модель, методология и т.п.

3) соответствие муниципальной цели региональной цели

Краткое содержание документа: документ должен содержать не только муниципальные цели и перечень задач, необходимых для реализации поставленной цели, но и обоснование их необходимости на основе ранее проведенного анализа, то есть выявленной проблемы, с учетом особенностей региона, муниципалитета и актуальных федеральных тенденций. Кроме того, выдвигаемая цель и задачи должны быть реалистичными, то есть выполняемыми. Для подтверждения соответствия муниципальной цели региональной цели могут быть представлены как отдельные документы, в которых обозначена региональная и муниципальная цели, так и единый муниципальный документ.

Типичные ошибки в предоставлении документов: приказы о проведении процедур оценки качества образования, независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о проведении олимпиад школьников, перечни школ, демонстрирующих низкие результаты обучения, методика идентификации школ с низкими образовательными результатами, дорожные карты и планы с различными мероприятиями, уставные документы о деятельности центра развития одаренности, центра профессиональной ориентации, учебно-методического объединения, положение об отраслевой оплате труда, документы, подтверждающие участие муниципалитета в федеральных конкурсах, мероприятиях и т.п.

Показатели

1) наличие показателя/перечня показателей;

Тип документа: концептуальный документ.

Пример документа: муниципальная программа, концепция, положение, модель, методология либо отдельный документ, утверждающий показатели, и т.п.

2) соответствие показателей обоснованной цели;

Краткое содержание документа: документ должен содержать перечни конкретных показателей, представляющих собой позиции/параметры оценивания и количественные/качественные результаты оценки, то есть те позиции/параметры, которые лягут в основу дальнейшего анализа; показатели должны быть реалистичными и соответствовать обоснованной цели.

3) наличие неэффективных показателей и/или показателей с негативными последствиями

Типичные ошибки в предоставлении документов: сведения о проведении мероприятий, планы, дорожные карты, методики, показатели для осуществления выплат стимулирующего характера руководителям образовательных организаций, целевые показатели реализации проектов.

При формировании перечня муниципальных показателей рекомендуется исключить неэффективные показатели и/или показатели с негативными последствиями, например вычисление средних баллов по процедурам оценки качества образования, рейтингование образовательных организаций по среднему баллу, использование средних баллов как показателей эффективности руководителей образовательных организаций и т.п.

При использовании показателей, связанных с распределением школьных отметок по процедурам оценки качества образования, необходимо включить в муниципальные концептуальные документы регламент проведения этих процедур, подтвердить их объективность на этапе проведения и проверки

Методы сбора и обработки информации

1) наличие описания методов сбора информации;

Тип документа: концептуальный документ.

Пример документа: муниципальная программа, концепция, положение, модель, методология либо отдельный документ, утверждающий методы сбора и обработки информации, и т.п.

2) наличие описания методов обработки информации;

3) использование информационных систем для сбора информации

Краткое содержание документа: документ должен содержать описание методов сбора и обработки информации по каждому из заявленных муниципалитетом показателей, алгоритм/порядок сбора информации, если сбор информации осуществляется с использованием информационных систем, то указать, по каким показателям, каких систем и каким образом.

Типичные ошибки в предоставлении документов: обобщенные сведения о методах сбора информации, документы о проведении мероприятий

Мониторинг показателей

1) наличие мониторинга показателей;

Тип документа: процессуальный документ.

Пример документа: приказ о проведении мониторинга (муниципальных показателей), письмо участникам образовательных отношений о предоставлении сведений (по муниципальным показателям), выгрузка из информационной системы с собранными сведениями, например в виде электронных таблиц и т.п.

2) наличие сведений о сроках проведения мониторинга показателей;

3) наличие сведений об использовании результатов мониторинга показателей

Краткое содержание документа: документ должен содержать сведения о проведении мониторинга показателей, о сроках его проведения, об участниках мониторинга (в отношении кого проводится мониторинг), об использовании результатов мониторинга показателей.

Типичные ошибки в предоставлении документов: приказ о проведении мониторинговых исследований и процедур оценки качества образования, компетенций учителей, других оценочных процедур

Анализ результатов мониторинга

1) наличие анализа результатов мониторинга показателей;

Тип документа: процессуальный документ.

Пример документа: анализ результатов мониторинга муниципальных показателей, рассмотренный, например, на заседании рабочей группы и т.п., направленный участникам образовательных отношений.

2) использование элементов кластеризации при проведении анализа;

Краткое содержание документа: документ должен содержать не просто описание статистических фактов, но и факторы, определяющие такие результаты; анализ предполагает выявление не только дефицитов, но и успешных практик; для более глубокого изучения результатов можно использовать элементы кластеризации, то есть упорядочивания объектов в сравнительно однородные группы по ряду признаков.

3) выявление факторов, влияющих на результаты анализа

Типичные ошибки в предоставлении документов: проведенные мероприятия, дорожные карты, в которых обозначено проведение анализа; распределение результатов по образовательным организациям не является кластерным анализом

Адресные рекомендации по результатам анализа

1) наличие рекомендаций/материалов;

Тип документа: процессуальный документ.

Пример документа: адресные рекомендации, рассмотренные на общественном совете/рабочей группе и т.п., направленные участникам образовательных отношений, рекомендации по использованию успешных практик, рассмотренные на общественном совете/рабочей группе и т.п., методические материалы, размещенные в открытом доступе/направленные участникам образовательных отношений.

2) адресность рекомендаций/материалов;

3) учет результатов анализа при разработке рекомендаций/материалов

Краткое содержание документа: документ должен содержать конкретные рекомендации конкретным участникам образовательных отношений (конкретным школам, относящимся к конкретному кластеру, руководителям ОО, педагогам, родителям и т.п.), направленные на устранение выявленных в ходе проведения анализа дефицитов, рекомендации по использованию успешных практик, позволяющие достичь более высоких результатов, а также различные методические материалы, разработанные по итогам проведенного анализа.

Типичные ошибки в предоставлении документов: общие рекомендации, отсутствие адресности

Меры, мероприятия

1) наличие мер/мероприятий;

Тип документа: управленческий документ.

Пример документа: приказ о проведении мероприятия, письмо о проведении мероприятия участникам мероприятия, утвержденный комплекс мер, дорожная карта с перечнем мер/мероприятий, утвержденный план по устранению выявленных в ходе проведения анализа недостатков, подписанная программа проведения мероприятия, подписанная повестка, подписанный протокол проведения мероприятия.

2) наличие сведений о сроках реализации мер/мероприятий;

3) наличие сведений об ответственных/участниках

Краткое содержание документа: документ должен содержать сведения о принимаемых мерах/проведенных мероприятиях, сведения о сроках реализации мер/мероприятий, об ответственных и об участниках.

Типичные ошибки в предоставлении документов: новостная лента с сайта, новостная лента из социальных сетей, дорожные карты/комплексы мер, разработанные без учета анализа мониторинга муниципальных показателей, документы, являющиеся концептуальными

Управленческие решения

1) наличие управленческих решений;

Тип документа: управленческий документ.

Пример документа: нормативный правовой акт и т.п.

2) наличие сведений о сроках реализации управленческих решений;

Краткое содержание документа: документ должен содержать сведения о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении), сведения о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и об участниках.

3) наличие сведений об ответственных/участниках

Типичные ошибки в предоставлении документов: аналитические материалы, мероприятия, отчеты о принятых мерах

Анализ эффективности принятых мер

1) наличие анализа эффективности мер/мероприятий;

Тип документа: управленческий документ.

Пример документа: отдельно проведенный анализ, отчетный документ.

2) наличие сведений о сроках проведения анализа эффективности мер/мероприятий;

Краткое содержание документа: документ должен содержать результаты проведения мер/мероприятий, сведения о динамике замеряемых показателями явлений и процессов, сведения о сроках проведения анализа эффективности мер/мероприятий; итогом проведения анализа эффективности принятых мер является определение проблемы, которая ляжет в основу обоснования новой муниципальной цели при выстраивании нового управленческого цикла.

3) определение проблемы по итогам проведенного анализа

Типичные ошибки в предоставлении документов: только статистические данные по результатам проведенных мероприятий, анализ эффективности отдельных мероприятий, концептуальные документы, анализ результатов процедур оценки качества образования, отчет о самообследовании учреждения