Консультативное заключение от 30 октября 2017 года по делу по заявлению ЕЭК (Дело о свободном движении товаров)

Евразийская экономическая комиссия обратилась в Суд за разъяснением положений статьи 29 Договора, посвященной исключениям из порядка функционирования внутреннего рынка товаров Союза. В данном консультативном заключении Суд указал, что пункты 1 и 3 статьи 29 Договора являются самостоятельными нормативными положениями, и не предусматривают прямого последовательного применения. Таким образом, государства - члены Союза могут вводить ограничительные меры во взаимной торговле товарами до заключения соответствующего международного договора, однако национальная мера не должна являться средством произвольной дискриминации или замаскированного ограничения в торговле между государствами-членами и должна быть пропорциональной.

Верховный Суд Российской Федерации воспринял выводы Суда ЕАЭС в Определении от 5 ноября 2020 года N 309-ЭС20-6309 по делу, в котором рассматривался вопрос об ограничении движения транспортного средства, перевозившего товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации. Верховный Суд указал, что обеспечение безопасности государства является общепризнанным основанием применения государствами - членами интеграционных объединений ряда мер: 1) ответных специальных экономических мер в отношении третьих стран, совершивших недружественные (неправомерные) действия, 2) временных мер ограничения торговли с третьими странами, 3) ограничений во взаимной торговле товарами между государствами - членами интеграционного объединения. В подтверждение своей позиции Верховный Суд Российской Федерации сослался на консультативное заключение в той части, что допустимость введения ограничений даже во взаимной торговле в целях обеспечения безопасности государствами - членами ЕАЭС в одностороннем порядке подтверждена и истолкована Большой коллегией Суда ЕАЭС. При этом Верховный Суд отметил позицию Суда ЕАЭС о важности применения любых мер на пропорциональной основе.