2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы работники должны:

надеть специальную одежду и специальную обувь (одежда должна быть застегнута, волосы - убраны под головной убор, который не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов; специальная обувь должна быть зашнурована; запрещается носить специальную одежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами);

пройти целевой инструктаж по охране труда по своим задачам, виду выполняемых работ и мерам безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

проверить наличие и комплектность инструмента, запасных частей, инвентаря;

проверить наличие и исправность СИЗ простейшими способами (электрозащитные средства дополнительно должны быть проверены перед каждым применением);

проверить наличие и исправность сигнальных принадлежностей.

2.1.1. Машинист крана дополнительно должен:

пройти предрейсовый медицинский осмотр;

проверить наличие и комплектность первичных средств пожаротушения, осмотреть их на предмет отсутствия повреждений, а также убедиться в наличии на огнетушителях одноразовых пломб с указанием даты зарядки и бирок (этикеток) с указанием даты следующей проверки;

проверить наличие и комплектность аптечки для оказания первой помощи;

проверить наличие и работоспособность средств связи;

проверить чистоту крана для последующих осмотра и проверки на работоспособность;

проверить наличие удостоверений у стропальщиков;

ознакомиться с состоянием крана по записям в Вахтенном журнале крановщика, а при приемке крана, находившегося до этого в работе, выяснить состояние крана у крановщика, сдающего смену.

2.1.2. Стропальщик дополнительно должен проверить съемные грузозахватные приспособления.

2.2. Простейшие способы проверки исправности СИЗ:

осмотр диэлектрических перчаток, ковров и бот на отсутствие внешних (механических) повреждений;

проверка отсутствия загрязнений и увлажнений на диэлектрических перчатках, а также отсутствие проколов путем скручивания перчаток в сторону пальцев;

проверка сроков испытаний диэлектрических перчаток и бот;

осмотр корпуса и внутренней оснастки каски защитной на отсутствие повреждений, проверка плотности ее фиксации на голове подбородочным ремнем;

проверка на отсутствие повреждений пояса предохранительного (страховочной системы) и работоспособности его муфт и карабинов;

осмотр креплений и стекол очков защитных открытых или щитка защитного лицевого на отсутствие повреждений;

проверка исправности указателя напряжения (вольтметра) с помощью предназначенных для этой цели специальных приборов или приближением к токоведущим частям, заведомо находящимся под напряжением.

Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить перед началом работы.

2.3. При подготовке звеносборочной (звеноразборочной) линии к использованию и проведении ежесменного технического обслуживания в дополнение к мероприятиям, указанным в эксплуатационной документации, работники должны:

осмотреть узлы и механизмы;

проверить исправность предохранительных запоров;

проверить наличие и исправность ограждений переходных площадок и галерей, исправность пола, ступенек (подножек) и поручней, отсутствие на их поверхности жира, грязи, масляных пятен;

проверить наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;

проверить исправность замков дверей и шкафов.

2.4. После осмотра звеносборочной (звеноразборочной) линии работники должны проверить работу оборудования звеносборочной (звеноразборочной) линии на холостом ходу и функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления.

2.5. При подготовке крана к использованию и проведении ежесменного технического обслуживания в дополнении к мероприятиям, указанным в эксплуатационной документации крана, машинист крана должен:

осмотреть механизмы крана, тормоза, ходовую часть, буферные устройства и их крепление;

проверить техническую исправность противоугонных захватов (при наличии), рельсового пути, тупиковых упоров;

проверить исправность предохранительных запоров;

проверить наличие и исправность ограждений переходных площадок и галерей, исправность пола, ступенек (подножек) и поручней, отсутствие на их поверхности жира, грязи, масляных пятен, снега или наледи;

проверить состояние и исправность остекления кабины, крепление кресла, боковых зеркал и солнцезащитных штор (при наличии кабины);

проверить исправность замков дверей и шкафов;

проверить наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;

проверить смазку передач, подшипников и канатов, состояния смазочных приспособлений и сальников;

проверить состояние канатов и их крепление на барабане, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей, командоконтроллеров, магнитных контроллеров и кабелей, если кран питается от сети посредством кабеля);

осмотреть крюк и его крепление в обойме, цепи и кольца подвески грузоподъемного магнита (на магнитных кранах) и другие сменные грузозахватные органы;

проверить комплектность сигнальных принадлежностей;

проверить наличие, чистоту и работоспособность переносных сигнальных фонарей и переносных электрических светильников (далее - светильники);

проверить наличие, работоспособность, целостность и чистоту стекол фар, прожекторов, сигнальных и габаритных фонарей, сигнального проблескового маяка и электроламп;

проверить наличие запасных электроламп;

проверить отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;

проверить действие звукового сигнала.

2.6. В соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности запрещается эксплуатировать кран при выявлении:

отсутствия экспертизы промышленной безопасности (для кранов, выработавших нормативный срок службы);

отсутствия соответствующего технического освидетельствования крана;

трещин или остаточных деформаций (выше допустимых пределов) металлоконструкций;

ослабления креплений в соединениях металлоконструкций;

неработоспособности заземления, электро-, гидро- или пневмооборудования (при наличии);

неработоспособности или отсутствия предусмотренных конструкцией указателей, ограничителей рабочих параметров, ограничителей рабочих движений, регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защит;

недопустимого износа крюков, ходовых колес, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов;

неисправности системы управления;

неисправности противоугонных захватов;

других неисправностей, указанных в эксплуатационной документации крана.

2.7. После осмотра крана машинист крана должен проверить работу оборудования крана на холостом ходу и функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления и сделать об этом запись в Вахтенном журнале крановщика.

2.8. При осмотре съемных грузозахватных приспособлений (стропы, кольца, петли, клещи, траверсы, захваты) и тары стропальщик должен проверить:

наличие клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

сроки испытаний по маркировке и журналу осмотра грузозахватных приспособлений;

техническую исправность, руководствуясь браковочными показателями из эксплуатационной документации.

2.8.1. Запрещается эксплуатация грузозахватных приспособлений (стропы, кольца, петли, клещи, траверсы, захваты) и тары, у которых:

истек срок испытаний;

имеются дефекты по браковочным показателям.

2.8.2. Запрещается эксплуатация стальных канатов, у которых:

отсутствуют или повреждены маркировочные бирки;

имеются трещины на опрессовочных втулках;

имеются смещения каната в заплетке или втулках;

имеются повреждения или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

имеются поверхностный и внутренний износ и коррозия;

имеется разрыв хотя бы одной пряди;

имеется местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

имеется уменьшение площади поперечного металлического сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

имеется деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

имеются повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;

имеется остаточное удлинение после приработки каната.

2.8.3. Запрещается эксплуатация цепных стропов, у которых:

имеется удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера;

имеется уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.

2.8.4. Запрещается эксплуатация текстильных стропов, у которых:

отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;

имеются узлы на несущих лентах стропов;

имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;

имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;

имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;

имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки) концов лент;

имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;

имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10% ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10% ширины ленты и длиной более 50 мм;

присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10% ширины ленты;

имеются сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;

имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;

имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50% длины стропа;

присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% ширины и длины стропа;

присутствует размочаливание или износ более 10% ширины петель стропа.

2.8.5. Запрещается эксплуатация канатов и стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, крюков, звеньев, коушей), у которых:

имеются трещины любых размеров и расположения;

имеются поверхности элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;

имеются остаточные деформации, приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;

отсутствуют предохранительные замки на крюках;

имеются деформации формы коушей;

имеются повреждения резьбовых соединений и других креплений.

2.8.6. Забракованные съемные грузозахватные приспособления и тара должны быть изъяты из эксплуатации.

2.9. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе подготовки к работе, работники должны доложить непосредственному руководителю и специалисту, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.