VIII. Ожидаемые эффекты и результаты реализации Стратегии

20. Ожидаемые эффекты от реализации Стратегии связаны с достижением национальных целей развития, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

21. Основные эффекты реализации Стратегии

для государства:

- формирование устойчивого механизма обеспечения качества трудовых ресурсов;

- повышение стабильности рынка труда за счет поддержания баланса спроса на квалифицированные кадры и предложения рабочей силы;

- повышение качества профессионального образования путем обеспечения соответствия образовательных программ требованиям рынка труда;

- повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации за счет качественных изменений на рынке труда;

для работодателей:

- расширение доступа к квалифицированной рабочей силе;

- снижение издержек, связанных с поиском, отбором и обучением работников, отвечающих требованиям работодателя;

- развитие кадрового потенциала, обеспечивающего внедрение и использование технологических инноваций в компаниях и организациях;

- снижение профессиональных рисков, связанных с действиями персонала, повышение надежности и безопасности производственных процессов, снижение рисков для населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

для граждан:

- доступность актуальной информации о востребованных и перспективных профессиях и квалификациях;

- снижение издержек при входе на рынок труда или смене профиля деятельности;

- возможность планирования профессиональной карьеры, повышение профессиональной мобильности;

- увеличение доходов в соответствии с ростом квалификации работника.

22. Основные планируемые результаты реализации Стратегии

По направлению 1. Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего:

- проводится регулярный углубленный мониторинг рынка труда, на его основе осуществляется прогнозирование потребности экономики и граждан в профессиях и квалификациях, в том числе по профессиям будущего, с использованием современных цифровых технологий;

- определен и функционирует порядок перехода от устаревших квалификационных требований предыдущего поколения к новым профессиональным стандартам и квалификациям;

- профессиональные стандарты, требования к квалификациям, оценочные средства для независимой оценки квалификации систематически актуализируются с учетом требований новых технологий;

- квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление профессиональной деятельности, соответствуют потребностям рынка труда;

- обеспечено оперативное и адресное доведение до работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, граждан, органов государственной власти и международных организаций информации о действующих в Российской Федерации современных классификаторах, профессиональных стандартах, профессиональных образовательных программах, квалификациях, а также процедурах и результатах их оценки.

По направлению 2. Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации:

- в интересах работодателей и граждан сформирована оптимальная нормативно-правовая и информационная среда для повышения уровня квалификации работников и развития человеческого капитала;

- при формировании требований к кадровому обеспечению реализации государственных программ, национальных, федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ и проектов используются инструменты национальной системы квалификаций Российской Федерации;

- сформированы критерии и механизмы признания устоявшихся практик оценки квалификации, которые основаны на передовых международных, отраслевых и корпоративных стандартах, их включения в национальную систему квалификаций Российской Федерации;

- разработаны и внедрены национальная и отраслевые рамки квалификаций, единый каталог и реестр квалификаций;

- в сфере труда и в сфере подготовки кадров используется преемственная система классификаторов, профессиональных стандартов, квалификаций, профессий и специальностей;

- единая цифровая платформа национальной системы квалификаций Российской Федерации обеспечивает взаимодействие институтов управления квалификациями и оказание широкого спектра услуг гражданам и работодателям, в том числе - ведение информационных баз национальной системы квалификаций; единый цифровой инструментарий мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в квалификациях; выявление новых профессий и квалификаций; цифровые сервисы для формирования профессиональной карьеры и профессиональной ориентации; цифровые сервисы для освоения и оценки квалификаций;

- положения профессиональных стандартов применяются при разработке и актуализации квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы; при отборе кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы применяются механизмы независимой оценки квалификаций;

- механизмы оценки квалификации, основанные на общих принципах, в том числе на принципах открытости, независимости и доступности процедуры, применяются заинтересованными организациями для определения фактической квалификации граждан, проведения активной политики занятости, содействия в трудоустройстве безработных граждан, высвобождаемых работников, лиц предпенсионного возраста, а также для оценки результатов профессионального образования и обучения указанных категорий населения.

По направлению 3. Обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде:

- обновлены на основе оценки рисков профессиональной деятельности перечни профессий и видов деятельности, профессиональных квалификаций, по которым требуется специальное регулирование нормативными правовыми актами;

- введены (актуализированы) профессиональные стандарты и квалификации по видам деятельности, связанным с особыми условиями труда, повышенными требованиями к надежности и безопасности, рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, рисками при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными профессиональными рисками;

- применяется объективный механизм периодической оценки квалификации работников, способствующий снижению профессиональных рисков, повышению безопасности и надежности производства товаров и оказания услуг.

По направлению 4. Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда:

- сформирован порядок ускоренной разработки профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных материалов, примерных основных образовательных программ - от утверждения профессионального стандарта до утверждения актуализированных основных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями проходит, как правило, не более 1 года, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ - не более 6 месяцев;

- профессиональные стандарты применяются при формировании примерных и основных профессиональных образовательных программ всех уровней и основных программ профессионального обучения, направленных на овладение выпускниками квалификациями, основанными на профессиональных стандартах;

- основные и дополнительные профессиональные образовательные программы и основные программы профессионального обучения систематически актуализируются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (требованиями к квалификациям);

- разработаны и применяются типовые модули профессиональных стандартов, образовательных программ, направленные на освоение цифровых компетенций работниками различного уровня и профиля;

- механизмы профессионально-общественной аккредитации и экспертизы активно применяются для повышения качества образовательных программ с учетом требований работодателей, профессиональных сообществ; снижена административная нагрузка на образовательные организации в рамках государственных систем аккредитации и лицензирования;

- итоговая и промежуточная аттестация обучающихся по профессиональным образовательным программам и программам профессионального обучения включает механизмы независимой оценки квалификации, в том числе по результатам освоения отдельных модулей профессиональных образовательных программ.

По направлению 5. Создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации:

- проведены межгосударственные переговоры и заключены соглашения о взаимном признании российских квалификаций за рубежом и зарубежных квалификаций в Российской Федерации;

- сформированы инструменты сопоставления требований к квалификациям в рамках межгосударственных объединений, в которых принимает участие Российская Федерация;

- созданы экзаменационные центры, в том числе за рубежом, для обеспечения иностранных граждан возможностями подтверждения своей квалификации в Российской Федерации и на территории государств выезда;

- созданы условия для применения в Российской Федерации передовых зарубежных практик, связанных с востребованными в российской экономике и перспективными квалификациями, а также способов их оценки и подтверждения.

По направлению 6. Формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций:

- инструменты независимой оценки квалификации интегрированы в трудовое законодательство Российской Федерации;

- современные профессиональные стандарты, независимая оценка квалификации широко применяются в управлении персоналом;

- услуги независимой оценки квалификации доступны для работодателей и соискателей;

- созданы условия для получения молодежью первого профессионального опыта и квалификации, обеспечивающих успешное трудоустройство и профессиональную адаптацию;

- данные о квалификации персонала организаций на основе реестра сведений о результатах независимой оценки квалификации учитываются по критерию "квалификация основного персонала" при осуществлении закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

- во всех регионах функционирует система консультирования для работодателей, образовательных организаций, российских и иностранных граждан по вопросам выбора, освоения и подтверждения квалификаций, формирования индивидуальной профессиональной карьеры и трудоустройства;

- цифровые ресурсы национальной системы квалификаций Российской Федерации, их сервисы доступны для широкого круга пользователей (государственных и муниципальных органов управления, работодателей, абитуриентов, учащихся, образовательных организаций; лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности; служб занятости, кадровых агентств, зарубежных партнеров и др.).