Метапредметные компетенции и универсальные учебные действия

1

А.З. Зак. Методика "Перестановки"

Методика, построенная на материале пространственно-комбинаторных задач внеучебного содержания, включает задания для определения сформированности метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии, построением способа решения проблем поискового характера, планированием достижения требуемого результата

Выпускники начальной школы

Статистически доказана надежность шкал методики и ее дифференциальная валидность по социодемографическим факторам "категория обучающихся" и "пол"

Зак А.З., Сорокова М.Г. Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников [Электронный ресурс]//Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. N 2. С. 11 - 21. doi:10.17759/psyedu.2019110202

2019, есть компьютерная версия

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2

А.З. Зак. Методика "Рассуждения"

Оценка сформированности на материале решения сюжетно-логических задач когнитивных метапредметных компетенций, связанных с логическим действием построения рассуждений и с построением способа решения проблем поискового характера, и регулятивных метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии способа решения и с планированием ребенком своих действий

Выпускники начальной школы

Доказана надежность методики "Рассуждения" и ее дифференциальная валидность как способность выявлять различия по социально-демографическому фактору "категория обучающихся"

Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. N 1. С. 1 - 14. doi:10.17759/psyedu.2017090101

2017

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

3

Опросник Г.А. Цукерман "Всегда - иногда - никогда"

Оценка метапредметных компетенций - способности классифицировать и приводить доказательство - на материале русского языка и математики

Выпускники начальной школы

Статистически доказана надежность шкал опросника и влияние факторов "пол" и "категория обучающихся" на показатели по итоговым шкалам и отдельным пунктам. Определены репрезентативные нормы для итоговых шкал

Сорокова М.Г. Апробация опросника

Г.А. Цукерман "Всегда - иногда - никогда" для диагностики метапредметных навыков обучающихся пятых классов//Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. N 2. С. 73 - 80.

2013

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

4

Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.

Универсальные учебные действия

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ. 2002. 136 с.

2002

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

5

Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников.

Универсальные учебные действия

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (комплект из 2 книг) Секачев, 2008

2008

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

6

С.Ф. Горбов, О.В. Савельева, Н.Л. Табачникова "Задания из математики". Адаптация для компьютерной реализации О.В. Савельевой

Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; выделение закономерностей. Методика построена на учебном материале

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306 - 319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

7

Г.А. Цукерман,

О.Л. Обухова Методика "Календарь". Адаптация для компьютерной реализации О.Л. Обуховой

Методика оценки метапредметного результата "Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров"

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306 - 319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

8

Г.А. Цукерман, С.Ф. Горбов, О.В. Савельева и Н.Л. Табачникова "Детские задачи", Адаптация для компьютерной реализации О.Л. Обуховой

Методика оценки рефлексивной составляющей умения учиться

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306 - 319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

9

Е.В. Чудинова "Подсказки". Адаптация для компьютерной реализации О.В. Савельевой

Методика оценки умения пользоваться подсказкой как исходного уровня поисковой составляющей умения учиться

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306 - 319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

10

З.Н. Новлянская "Составление текста". Адаптация для компьютерной реализации И.М. Улановской

Методика позволяет оценить метапредметные результаты: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306 - 319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

11

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой)

Уровень интеллектуального развития обучающихся

10 - 12 лет

Социально-психологический норматив

Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, изд-во "Принтер", 1993

1993

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

12

Школьный тест умственного развития (ШТУР) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова и др.

Уровень умственного развития школьников

13 - 16 лет

Социально-психологический норматив

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Б92 Словарь справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2002, 528 с.

1990

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

13

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.

Уровень умственного развития старшеклассников

16 - 17 лет

Социально-психологический норматив

К.М. Гуревич. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Руководство по работе с тестом. Москва, 1995.

1995

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)