Развитие основных психических функций

1

Тест "Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Дж. Равена" (СПМ Плюс)

Тест для исследования невербального интеллекта

11 - 16 лет

Статистически доказана надежность теста, подтверждена его валидность, определены популяционные нормы и уровни интеллекта. Для использования теста Равена в Москве и крупных городах России с аналогичной социодемографической ситуацией

Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста "СПМ Плюс Равена" на московской выборке//Дефектология. 2014. N 6. С. 28 - 37.

2014

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2

iPIPS, адаптированная российская версия (international Performance Indicators in Primary School)

iPIPS позволяет оценить когнитивное (базовые навыки в чтении и математике) и некогнитивное (личностное, социальное, эмоциональное) развитие детей в начале школьного обучения. Инструмент предусматривает индивидуальное компьютерное оценивание в игровой форме с применением адаптивного алгоритма. iPIPS включает также опрос педагогов и родителей о том, как дети растут и развиваются

Первоклассники

В 2013 - 2014 гг. проведена работа по адаптации данного инструмента в РФ для применения в российских школах в рамках международного исследования первоклассников под названием iPIPS.

1. Глава книги Хоукер Д., Карданова Е.Ю. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения: международное исследование iPIPS//В кн.: Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?

М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. С. 311 - 320.

2. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу по материалам исследования iPIPS/Карданова Е.Ю., Иванова Е.Ю., Сергоманов П.А., Канонир Т.Н., Антипкина И.В., Кайкы Д.Н.//Вопросы образования. 2018. N 1. С. 8 - 37.

3. Иванова А., Нисская А. (2015) Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу: международное исследование iPIPS//Школьные технологии. N 2. С. 161 - 168.

2014 Компьютерная версия

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

3

Адаптированная версия iPIPS с учетом особых потребностей детей с РАС

Раздел, направленный на измерение когнитивных навыков (письмо, словарный запас, фонематический блок, представления о чтении, представления о математике).

Первоклассники

В адаптированной версии не менялись сами задания, модификации касались только параметров предъявления материала.

Показано, что использованные модификации не изменяют оцениваемый конструкт, не облегчают и не осложняют выполнение заданий, по сравнению с основной версией методики. Разработана система рекомендаций по проведению индивидуальной формы тестирования.

Переверзева Д.С., Брагинец Е.И., Тюшкевич С.А., Горбачевская Н.Л. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра//Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. N 1. С. 16 - 25. doi:10.17759/pse.2020250102

2020

Основная

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

4

О.Е. Грибова. Технология организации логопедического обследования.

Коммуникативная сфера/речевая деятельность (отдельные компоненты языковой системы)

Начальная школа

Нет сведений о валидности и надежности методики

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Аркти, 2018. 80 с.

2018

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

5

А.В. Хаустов. Оценка коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями.

Коммуникативная сфера

Дошкольники/начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. - М.: МГППУ. 2010. 87 с.

2010

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

6

Комплекс методик психолого-педагогической диагностики ("Предметная классификация", "Исключение неподходящего предмета", "Кубики Кооса", "Последовательность событий", "Опосредованное запоминание по Леонтьеву", "Пиктограмма" и др.)

Методики данного комплекса позволяют оценить различные параметры когнитивной сферы: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, способность к пространственной ориентировке, возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, процессы обобщения и абстрагирования, умственной работоспособности детей и подростков

Дошкольники/начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика. - М., Издательский центр "Академия", 2003. 320 с.

2003

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды