Экспертиза заявки по существу

143. Основанием для начала административной процедуры является удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу и передача заявки из подразделения, осуществляющего рассмотрение ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу, в подразделение, осуществляющее экспертизу заявок по существу.

144. Административная процедура состоит из следующих административных действий:

1) проверка соответствия изобретения требованиям и условиям патентоспособности;

2) рассмотрение представленных заявителем по запросу Роспатента дополнительных материалов;

3) рассмотрение ответа заявителя на уведомление Роспатента о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения;

4) рассмотрение заявления об отзыве заявки, если такое заявление подано заявителем;

5) рассмотрение заявления о преобразовании заявки в заявку на полезную модель или в заявку на промышленный образец, если такое заявление подано заявителем.

145. Административное действие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 144 Регламента, включает проверку:

- соблюдения требования единства изобретения, установленного пунктом 1 статьи 1375 Кодекса;

- соответствия заявленного изобретения требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 Кодекса;

- соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным пунктом 6 статьи 1350 Кодекса;

- соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным пунктом 5 статьи 1350 Кодекса;

- достаточности раскрытия сущности изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 1375 Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления изобретения специалистом в данной области техники;

- соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем первым пункта 1 статьи 1350 Кодекса;

- формулы изобретения;

- промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня изобретения.

146. Максимальный срок выполнения административного действия, предусмотренного подпунктом 1 пункта 144 Регламента, составляет двенадцать месяцев со дня направления уведомления об удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

147. Административное действие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 144 Регламента, осуществляется государственными экспертами по интеллектуальной собственности, к компетенции которых отнесено выполнение подготовительных работ, связанных с принятием решения по результатам экспертизы заявки по существу.

148. В случае если в результате проверки по существу соответствия изобретения требованиям пункта 1 статьи 1375 Кодекса установлено нарушение требования единства изобретения, заявителю направляется уведомление о нарушении требования единства изобретения, в котором предлагается сообщить в течение трех месяцев со дня направления указанного уведомления, какое из заявленных изобретений (какая группа изобретений, отвечающих требованию единства) должно рассматриваться, и при необходимости внести изменения в заявку.

149. В случае если в результате проверки соответствия изобретения требованиям, перечисленным в пункте 145 Регламента, установлена необходимость представления заявителем дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы заявки по существу или принятие решения о выдаче патента невозможно, заявителю направляется запрос с указанием оснований для запроса дополнительных материалов и предложением представить дополнительные материалы в течение трех месяцев со дня направления запроса.

К запросу дополнительных материалов прикладывается отчет об информационном поиске, если основанием для запроса дополнительных материалов не является нарушение требований, препятствующее проведению информационного поиска в соответствии с Порядком проведения информационного поиска при проведении экспертизы по существу по заявке на выдачу патента на изобретение и представления отчета о нем, утвержденным приказом от 25 мая 2016 г. N 316.

150. В случае если в результате проверки соответствия изобретения требованиям пункта 4 статьи 1349 и статьи 1350 Кодекса установлено, что заявленное изобретение относится к объектам, указанным в пункте 4 статьи 1349 Кодекса, или не соответствует хотя бы одному из условий патентоспособности, предусмотренных статьей 1350 Кодекса, при этом документы заявки не допускают корректировку формулы изобретения без изменения сущности изобретения, в результате которой вывод о несоответствии изобретения условию патентоспособности может быть изменен, или сущность заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 1375 Кодекса и представленных на дату ее подачи, не раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления изобретения специалистом в данной области техники, и нарушение указанного требования не может быть устранено без изменения заявки по существу, заявителю направляется уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения:

1) до истечения семи месяцев со дня начала экспертизы по существу в случае, если ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу подано при подаче заявки;

2) до истечения двенадцати месяцев со дня начала экспертизы по существу в случае, если ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу подано после подачи заявки.

В уведомлении о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения заявителю предлагается представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам в течение шести месяцев со дня направления указанного уведомления.

К указанному в настоящем пункте уведомлению о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения прикладывается отчет об информационном поиске, если указанный отчет ранее не направлялся и если заявленное изобретение не относится к объектам, указанным в пункте 4 статьи 1349 Кодекса или пунктах 5 и 6 статьи 1350 Кодекса.

151. Если установлено соответствие изобретения требованиям, указанным в пункте 145 Регламента, но имеется другая не отозванная и не признанная отозванной заявка на идентичное изобретение или полезную модель, имеющие ту же самую дату приоритета, заявителю направляется уведомление с предложением представить сообщение о выборе заявителя, на имя которого должен быть выдан патент, определяемом соглашением между заявителями, и (или) заявки, по которой должен быть выдан патент в течение двенадцати месяцев со дня направления уведомления. Аналогичное уведомление направляется заявителю по заявке на идентичное изобретение или полезную модель.

К указанному в настоящем пункте уведомлению, направляемому заявителю, прикладывается отчет об информационном поиске, если он ранее не направлялся.

152. Если установлено соответствие изобретения требованиям, указанным в пункте 145 Регламента, при этом имеет место совпадение дат приоритета идентичных изобретения и полезной модели по заявкам одного и того же заявителя и по заявке на полезную модель уже состоялась выдача патента, заявителю направляется уведомление, в котором сообщается, что выдача патента по заявке на идентичное изобретение возможна только при условии подачи в Роспатент обладателем этого патента заявления о прекращении его действия в отношении идентичной полезной модели, с предложением представить ответ на уведомление в течение двенадцати месяцев со дня его направления.

К уведомлению прикладывается отчет об информационном поиске, если он ранее не направлялся.

153. Административное действие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 144 Регламента, осуществляется в порядке, установленном пунктами 87 - 88 Регламента.

154. Административное действие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 144 Регламента, осуществляется государственными экспертами по интеллектуальной собственности, указанными в пункте 146 Регламента.

155. Административное действие, предусмотренное подпунктом 3 пункта 144 Регламента, осуществляется, если заявителем представлен ответ на уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения, и включает:

1) проверку соблюдения указанного в пункте 150 Регламента срока представления ответа заявителя на уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения;

2) рассмотрение доводов заявителя, представленных в ответе на уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения, если указанный ответ представлен в срок, указанный в пункте 150 Регламента.

156. Максимальный срок осуществления административного действия, предусмотренного подпунктом 3 пункта 144 Регламента, составляет два месяца с даты поступления ответа на уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения.

157. Административное действие, предусмотренное подпунктом 3 пункта 144 Регламента, осуществляется государственными экспертами по интеллектуальной собственности, указанными в пункте 147 Регламента.

158. Административное действие, предусмотренное подпунктом 4 пункта 144 Регламента, осуществляется в порядке, установленном пунктами 91 - 93 Регламента.

Если по заявлению об отзыве заявки принимается решение об отказе в его удовлетворении, по заявке осуществляются административные действия в предусмотренном пунктом 144 Регламента порядке.

159. Административное действие, предусмотренное подпунктом 4 пункта 144 Регламента, выполняется государственными экспертами по интеллектуальной собственности, указанными в пункте 147 Регламента.

160. Административное действие, предусмотренное подпунктом 5 пункта 144 Регламента, осуществляется в порядке, установленном пунктами 95 - 97 Регламента.

Если по заявлению о преобразовании заявки в заявку на полезную модель или в заявку на промышленный образец принимается решение об отказе в его удовлетворении, по заявке осуществляются административные действия в предусмотренном пунктом 144 Регламента порядке.

161. Административное действие, предусмотренное подпунктом 5 пункта 144 Регламента, осуществляется государственными экспертами по интеллектуальной собственности, указанными в пункте 98 Регламента.

162. По результатам административной процедуры принимается решение о выдаче патента, если в результате проведения экспертизы заявки по существу установлено, что заявленное изобретение (все изобретения, входящие в группу изобретений) не относится к объектам, указанным в пункте 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным статьей 1350 Кодекса, и сущность заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 1375 Кодекса и представленных на дату ее подачи, раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления изобретения специалистом в данной области техники.

163. По результатам административной процедуры принимается решение об отказе в выдаче патента в случае, если в результате проведения экспертизы заявки по существу установлено, что заявленное изобретение (все изобретения, входящие в группу изобретений) не соответствует хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 162 Регламента, в том числе:

- если заявленное изобретение, охарактеризованное в независимом пункте формулы изобретения, не имеющей других независимых пунктов, соответствует требованиям, перечисленным в абзаце первом пункта 1 статьи 1387 Кодекса, а характеристика изобретения, содержащаяся в зависимых пунктах, такова, что изобретение, охарактеризованное с привлечением признаков зависимых пунктов, относится к объектам, указанным в подпункте 4 пункта 4 статьи 1349 Кодекса, или не соответствует условию промышленной применимости, и заявитель отказывается скорректировать либо исключить из формулы изобретения такие зависимые пункты;

- если одно из заявленных изобретений, охарактеризованных в формуле изобретения, или одна из совокупностей признаков, включающих разные альтернативные признаки, не соответствует хотя бы одному из требований, перечисленных в абзаце первом пункта 1 статьи 1387 Кодекса, и заявитель отказывается скорректировать или исключить из формулы изобретения характеристику этого изобретения.

164. По результатам административной процедуры принимается решение о признании заявки отозванной в случае, если заявителем не представлены запрашиваемые дополнительные материалы по запросу, предусмотренному пунктом 149 Регламента, или уведомлению, предусмотренному пунктами 151 и 152 Регламента.

165. По результатам административной процедуры принимается решение об удовлетворении заявления об отзыве заявки, поданного заявителем, с учетом положений абзаца первого пункта 101 Регламента.

166. По результатам административной процедуры принимается решение об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на полезную модель или в заявку на промышленный образец, если:

а) пошлина, предусмотренная подпунктом 1.13 или подпунктом 1.14 приложения N 1 к Положению о пошлинах, уплачена в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах;

б) документы, необходимые для преобразования заявки в заявку на полезную модель или в заявку на промышленный образец, представлены, при этом сохраняются приоритет и дата подачи преобразованной заявки.

Документы заявки передаются в подразделение, осуществляющее прием и регистрацию входящей корреспонденции, для регистрации преобразованной заявки на полезную модель или заявки на промышленный образец. Рассмотрение преобразованной заявки осуществляется в ходе предоставления новой государственной услуги.

167. Результат административной процедуры и порядок передачи результата:

1) принятие и направление заявителю решения о выдаче патента, передача заявки в подразделение, к компетенции которого относится проверка уплаты пошлин в размере и порядке, предусмотренных Положением о пошлинах, не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы заявки по существу;

2) принятие и направление заявителю решения об отказе в выдаче патента;

3) принятие и направление заявителю решения о признании заявки отозванной;

4) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления об отзыве заявки;

5) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на полезную модель или в заявку на промышленный образец и передача заявки в структурное подразделение, к компетенции которого относится формальная экспертиза заявок на полезные модели или заявок на промышленные образцы не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы заявки по существу.

К решению, предусмотренному подпунктом 1 настоящего пункта, прикладываются разъяснения с информацией о порядке получения доступа к выписке из Государственного реестра и патенту через официальные сайты.

При предоставлении государственной услуги в электронной форме документы, указанные в настоящем пункте, направляются заявителю в порядке, установленном в пункте 51 Регламента.

168. Решения Роспатента, указанные в пункте 167 Регламента, принимаются руководителем Роспатента или уполномоченным им должностным лицом Роспатента.

169. Результат административной процедуры фиксируется:

- в решениях, указанных в пункте 167 Регламента;

- на официальных сайтах.