Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Требования к браковке стальных канатов ПС

270. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рисунки 1 - 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

00000002.png

Рисунок 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки.

00000003.png

Рисунок 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а - в канате крестовой свивки;

б - в канате односторонней свивки.

00000004.png

Рисунок 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а - в нескольких прядях каната;

б - в двух прядях в сочетании с местным износом.

Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с таблицей 1 и рисунком 4.

Канаты кранов, предназначенных или используемых для подъема людей, для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рисунок 5) или коррозии (рисунок 6) на 7 процентов и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва (на 3 процента от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 процентов у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рисунок 7).

Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых

бракуются стальные канаты ПС, работающие со стальными

и чугунными блоками

Число несущих проволок в наружных прядях

Конструкции канатов

Тип свивки

Группа классификации (режима) механизма:

М1, М2, М3 и М4

М5, М6, М7 и М8

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

на участке длиной

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

N 00000005.wmz 50

6 x 7 (6 / 1)

2

4

1

2

4

8

2

4

6 x 7 (1 + 6) + 1 x 7 (1 + 6)

ЛК-0

6 x 7 (1 + 6) + 1 о.с.

ЛК-0

8 x 6 (0 + 6) + 9 о.с.

ЛК-0

51 00000006.wmz N 00000007.wmz 75

6 x 19 (9 /9 / 1) <*>

3

6

2

3

6

12

3

6

6 x 19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с.

ЛК-0

6 x 19 (1 + 9 + 9) + 7 x 7 (1 + 6) <*>

ЛК-0

76 00000008.wmz N 00000009.wmz 100

18 x 7 (1 + 6) + 1 о.с.

ЛК-0

4

8

2

4

8

16

4

8

101 00000010.wmz N 00000011.wmz 120

8 x 19 (9 / 9 / 1) <*>

5

10

2

5

10

19

5

10

6 x 19 (12 / 6 / 1)

6 x 19 (12 / 6+ 6F / 1)

6 x 25FS (12 / 12 / 1) <*>

6 x 19 (1+ 6 + 6 / 6) + 7 x 7 (1 + 6)

ЛК-Р

6 x 19 (1 +6 + 6 / 6) + 1 о.с.

ЛК-Р

6 x 25 (1 +6; 6 + 12) + 1 о.с.

ЛК-3

6 x 25 (1 + 6; 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6)

ЛК-3

121 00000012.wmz N 00000013.wmz 140

8 x 16 (0 + 5 + 11) + 9 о.с.

ТК

6

11

3

6

11

22

6

11

141 00000014.wmz N 00000015.wmz 160

8 x 19 (12 / 6 + 6F / 1)

6

13

3

6

13

26

6

13

8 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о.с.

ЛК-Р

161 00000016.wmz N 00000017.wmz 180

6 x 36 (14 / 7 + 7 / 7 / 1) <*>

7

14

4

7

14

29

7

14

6 x 30 (0 + 15 + 15) + 7 о.с.

ЛК-0

6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7+ 14) + 1 о.с. <*>

ЛК-РО

6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 7 x 7 (1 + 6) <*>

ЛК-РО

181 00000018.wmz N 00000019.wmz 200

6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6+ 12) + 1 о.с.

8

16

4

8

16

32

8

16

6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6)

6 x 37 (1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с.

ТЛК-О

201 00000020.wmz N 00000021.wmz 220

6 x 41 (16 / 8 + 8 / 8/1) <*>

9

18

4

9

18

38

9

18

221 < N < 240

6 x 37 (18 / 12 / 6 / 1)

10

19

5

10

19

38

10

19

18 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о.с.

ЛК-Р

241 00000022.wmz N 00000023.wmz 260

10

21

5

10

21

42

10

21

261 00000024.wmz N 00000025.wmz 280

11

22

6

11

22

45

11

22

281 00000026.wmz N 00000027.wmz 300

12

24

6

12

24

48

12

24

300 00000028.wmz N

0,04 N

0,08 N

0,02 N

0,04 N

0,08 N

0,16 N

0,04 N

0,08 N

N - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.

00000029.png

Рисунок 4. Определение числа обрывов наружных проволок стального каната:

1 - на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект соответствует одному обрыву;

2 - на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца. Данный дефект соответствует одному обрыву;

3 - на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву.

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными таблицы 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рисунок 5, д) или коррозии (рисунок 6, д) на 40 процентов и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в таблице 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в таблице 2.

Таблица 2

Параметры браковки каната в зависимости от поверхностного

износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, в процентах

Количество обрывов проволок, в процентах от норм, указанных в таблице 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

Для оценки состояния внутренних проволок, для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рисунок 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине (последнее обязательно только для канатов ПС, транспортирующих опасные грузы, предназначенных или используемых для подъема людей, а также канатов, работающих с блоками из синтетического материала или блоками из металла с синтетической футеровкой поверхности, контактирующей с канатом).

При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 процентов и более, канат должен браковаться. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения ПС.

При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат должен браковаться.

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рисунок 8). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв > 1,08dк, где dв - диаметр спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв 00000030.wmz 4/3 dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.

00000031.png

Рисунок 5. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:

Рисунок 6. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:

а - небольшие лыски на проволоках;

а - начальное окисление поверхности;

б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;

б - общее окисление поверхности;

в - заметное окисление;

в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;

г - сильное окисление;

д - интенсивная коррозия.

г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната;

д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40 процентов).

00000032.png

Рисунок 7. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия).

00000033.png

Рисунок 8. Волнистость каната (объяснение в тексте).

00000034.png

Рисунок 9. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника.

00000035.png

Рисунок 10. Корзинообразная деформация.

00000036.png

Рисунок 11. Выдавливание сердечника.

00000037.png

Рисунок 12. Выдавливание проволок прядей:

а - в одной пряди; б - в нескольких прядях.

00000038.png

Рисунок 13. Местное увеличение диаметра каната.

00000039.png

Рисунок 14. Раздавливание каната.

00000040.png

Рисунок 15. Перекручивание каната.

00000041.png

Рисунок 16. Залом каната.

00000042.png

Рисунок 17. Перегиб каната.