Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с редакциями средств массовой информации, выпуска в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите и публикации указанной экстренной информации при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее - чрезвычайные ситуации).

2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий редакции средств массовой информации по обращениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, направляемым редакциям в соответствии с территорией и формой распространения конкретного средства массовой информации, обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее - сигналы оповещения и (или) экстренная информация) или публиковать указанную экстренную информацию.

3. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с редакциями средств массовой информации по выпуску в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации реализуется через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Сбор и обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях своевременного оповещения населения осуществляется через органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с редакциями средств массовой информации по выпуску в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил на основании заключенных договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

Взаимодействие редакций средств массовой информации и заключение указанных договоров (соглашений) на муниципальном уровне осуществляется с органами местного самоуправления муниципальных образований, к полномочиям которых отнесены вопросы организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций.

В целях заключения указанных договоров (соглашений) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления обращаются к редакциям средств массовой информации с учетом территории их распространения.

4. Выпуск в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации редакциями телеканалов и радиоканалов и публикация указанной экстренной информации редакциями печатных средств массовой информации и сетевых изданий осуществляются в соответствии с настоящими Правилами.

5. Решение о выпуске в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации и задействование редакций телеканалов, радиоканалов, печатных средств массовой информации и сетевых изданий, продукция средств массовой информации которых предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается соответственно высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главами местных администраций (главами муниципальных образований, возглавляющими местную администрацию) или лицами, временно исполняющими их обязанности, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вводится режим повышенной готовности, при возникновении или ликвидации чрезвычайной ситуации - режим чрезвычайной ситуации, а также устанавливается уровень реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Обращения, направляемые редакциям средств массовой информации в соответствии с территорией их распространения для выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации, оформляются заявками на выпуск в эфир (публикацию) сигналов оповещения и (или) экстренной информации (далее - заявка).

7. Непосредственное направление заявок осуществляется органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих уровней, уполномоченными высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главами местных администраций (главами муниципальных образований, возглавляющими местные администрации) или лицами, временно исполняющими их обязанности, на выпуск в эфир (публикацию) сигналов оповещения и (или) экстренной информации (далее - уполномоченные органы).

Сведения о должностном лице уполномоченного органа указываются в договоре (соглашении) о взаимодействии по обеспечению выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации, к которому прилагается копия документа о наделении его соответствующими полномочиями.

8. При принятии решения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, уполномоченный орган незамедлительно направляет редакциям средств массовой информации заявку.

Уполномоченный орган и его должностные лица при подаче заявки в соответствующий период оповещения обеспечивают отсутствие противоречий в сигналах оповещения, передаваемых по сетям операторов связи и через средства массовой информации, в одной и той же зоне (территории) оповещения населения.

9. Заявка должна содержать:

а) время направления заявки;

б) дату и время принятия решения о выпуске в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации;

в) адрес редакции средства массовой информации;

г) фамилию, имя и отчество лица, принявшего решение о выпуске в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и его должность;

д) сведения о зоне (территории) оповещения населения;

е) тексты сигнала оповещения и (или) экстренной информации;

ж) дату и время выпуска в эфир (публикации) сигнала оповещения и (или) экстренной информации;

з) количество повторов выпуска в эфир сигнала оповещения и (или) экстренной информации для редакций телеканалов или радиоканалов (допускается трехкратный выпуск в эфир сигнала оповещения и (или) экстренной информации в период оповещения, указанный в заявке);

и) фамилию, инициалы и подпись ответственного должностного лица уполномоченного органа, направившего заявку;

к) контактную информацию уполномоченного органа, направившего заявку (в том числе для направления редакцией средства массовой информации уведомления о невозможности обеспечения выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации в соответствии с указанными в заявке требованиями).

10. Требования, указанные в заявке, должны учитывать структурные, организационные, функциональные и технические возможности редакций средств массовой информации с учетом договора (соглашения), заключенного в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

11. Уполномоченный орган, направивший заявку, должен убедиться в ее получении редакцией средства массовой информации.

Редакция средства массовой информации, работающая в круглосуточном режиме, в срок, не превышающий 15 минут с момента получения заявки, уведомляет уполномоченный орган, направивший заявку, о получении заявки в порядке, установленном договором (соглашением) о взаимодействии по обеспечению выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

Срок и порядок уведомления редакцией средства массовой информации, не работающей в круглосуточном режиме, уполномоченного органа, направившего заявку, о получении заявки устанавливаются договором (соглашением) о взаимодействии по обеспечению выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

В случае невозможности обеспечения выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации в соответствии с указанными в заявке требованиями, в том числе в связи с исполнением ранее поступившей заявки, редакция средства массовой информации в порядке, установленном договором (соглашением) о взаимодействии по обеспечению выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации, обязана незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган, направивший заявку, с указанием причины отсутствия такой возможности.

Уполномоченный орган в случае получения такого уведомления (кроме случаев установления технической невозможности выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации) направляет новую заявку с учетом указанной причины неисполнения ранее полученной заявки, в том числе с уточнением периода оповещения или зоны (территории) оповещения населения.

12. Копия документально оформленного решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации направляется уполномоченным органом редакциям средств массовой информации, которые были задействованы для выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации, в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

13. После завершения выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации редакция средства массовой информации направляет в порядке, определенном договором (соглашением) о взаимодействии по обеспечению выпуска в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации, отчет (эфирную справку) о размещенных в эфире (опубликованных) сигналах оповещения и (или) экстренной информации.