Эксперимент, предусмотренный данным документом, проводился по 30 июня 2021 года. С 01.07.2021 вступил в силу ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ, которым введен досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 24 июля 2020 г. N 1108

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ДОСУДЕБНОМУ ОБЖАЛОВАНИЮ РЕШЕНИЙ

КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) ОРГАНА, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (далее - эксперимент).

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц" - процедура разрешения спора с контролируемым лицом, осуществляемая органом, уполномоченным на рассмотрение жалобы контролируемого лица;

"жалоба" - обращение контролируемого лица о восстановлении или защите нарушенных, по его мнению, прав или законных интересов при проведении мероприятия по контролю, сведения о котором подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" (далее - единый реестр проверок), оформленное и поданное с соблюдением установленных настоящим Положением требований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

(см. текст в предыдущей редакции)

"контролируемое лицо" - юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, либо гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, в отношении которых контрольным (надзорным) органом в рамках мероприятия по контролю, сведения о котором подлежат внесению в единый реестр проверок, было принято юридически значимое решение, совершено действие (бездействие), при этом, по их мнению, были нарушены права и законные интересы, имеющие право на досудебное обжалование;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

(см. текст в предыдущей редакции)

"контрольные (надзорные) органы" - федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие государственный контроль (надзор) и являющиеся участниками эксперимента, право на досудебное обжалование решений которых либо действий (бездействия) должностных лиц которых предусмотрено настоящим Положением.

3. Целями эксперимента являются создание и апробация механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Подача жалобы контролируемым лицом осуществляется в добровольном порядке посредством использования личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Рассмотрение жалобы осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по аккредитации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной службой судебных приставов, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Федеральным агентством по туризму (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб) с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" или с использованием ведомственных информационных систем органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, посредством интеграции с государственной информационной системой "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок, имеют право на досудебное обжалование:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки;

б) предписания об устранении выявленных нарушений, выданных контролируемому лицу;

в) меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

г) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

6. Жалоба должна содержать:

наименование контрольного (надзорного) органа, решение которого обжалуется;

фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии);

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, желаемый способ получения решения по жалобе;

сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подающего жалобу;

основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного (надзорного) органа, действием (бездействием) его должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

требования контролируемого лица, подавшего жалобу;

указание на учетный номер мероприятия по контролю, в рамках которого подается жалоба.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Жалоба гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;

об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

8(1). Жалоба может содержать ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.

Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, принимает решение:

о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

9. По итогам рассмотрения жалобы орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, принимает одно из следующих решений:

оставляет жалобу без удовлетворения;

отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

10. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы, посредством способа, определенного в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящего Положения. Неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

(п. 10 введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

11. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

(п. 11 введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

12. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в рассмотрении жалобы по следующим основаниям:

а) жалоба подана по истечении 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением случаев, когда нормативным правовым актом о виде федерального государственного контроля (надзора) установлен иной срок подачи жалобы), и не содержит ходатайства о восстановлении указанного срока;

б) принято решение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

в) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

г) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

д) ранее в орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

е) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица контрольного (надзорного) органа, а также членов его семьи;

ж) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение данного контролируемого лица с жалобой, при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства;

з) жалоба подана в орган, не уполномоченный на ее рассмотрение;

и) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.

(п. 12 введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)

13. Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение контролируемого лица с жалобой по тому же предмету (за исключением отказа на основании подпунктов "е" и "з" пункта 12 настоящего Положения при условии устранения причин, послуживших основанием для такого отказа).

(п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029)