Оригинальное название: The 5-word test
|
Источник: Mormont E., Jamart J., Robaye L. Validity of the five-word test for the evaluation of verbal episodic memory and dementia in a memory clinic setting. J Geriatr Psychiatry Neurol. 2012; 25(2): с. 78 - 84.
|
Тип: шкала оценки
|
Назначение: скрининговая оценка типа мнестических нарушений.
|
Содержание:
|
1. Предъявление материала.
|
Пациенту предъявляется список из 5 слов, написанных в столбик крупными печатными буквами: институт - апельсин - стрекоза - кастрюля - самокат. Врач дает следующую инструкцию: "Пожалуйста, прочитайте вслух эти слова и постарайтесь запомнить их; позже я попрошу Вас назвать их". После первого прочтения, не забирая списка слов, пациента просят: "Найдите теперь в этом списке название здания... фрукта... насекомого... посуды... транспортного средства". Пациент в ответ должен назвать слово, относящееся к данной семантической категории. Если он затрудняется, ему следует подсказать.
|
2. Непосредственное воспроизведение
|
Затем врач забирает у пациента список слов и просит: "Припомните, пожалуйста, слова, которые Вы только что читали". Если пациент затрудняется припомнить какое-либо слово (и только в этом случае), дается подсказка: "А какой был фрукт?... посуда? транспортное средство?... здание?... насекомое?", то есть называются соответствующие семантические категории.
За каждое правильное слово, воспроизведенное с подсказкой или без нее, начисляется один балл (максимально - 5 баллов).
Если пациент вспомнил менее 5 слов, ему вновь предъявляется список слов и врач обращает внимание пациента на пропущенные слова (например, следующим образом: "из фруктов был апельсин" и врач указывает соответствующее слово ручкой и т.д.). Затем забирают список слов и вновь просят пациента повторить пропущенные слова, используя соответствующие подсказки ("Так что же было из фруктов?..." и др.). Цель указанной процедуры - убедиться в том, что представленные слова усвоены адекватно.
|
3. Интерферирующее задание
|
После непосредственного воспроизведения выполняется интерферирующее задание. Цель интерферирующего задания - отвлечь внимание пациента на достаточный промежуток времени (от 2 до 5 минут). В это время может проводиться тест рисования часов, другие нейропсихологические тесты, кроме тестов на память.
|
4. Отсроченное воспроизведение
|
После выполнения интерферирующего задания пациента просят: "Теперь давайте вновь вспомним те 5 слов, которые мы с Вами учили". Если пациент затрудняется вспомнить какое-либо слово (и только в этом случае), вновь дается подсказка: "А какой был фрукт?... посуда? транспортное средство?... здание?... насекомое?", то есть называются соответствующие семантические категории.
Как и при исследовании непосредственного воспроизведения, за каждое правильно воспроизведенное слово, с подсказкой или без нее, начисляется один балл, максимально - 5 баллов.
|
Интерпретация результатов: Суммарный результат теста получается сложением результата суммарных оценок непосредственного и отсроченного воспроизведения и, таким образом, максимально может составить 10 баллов, 8 - 9 баллов и менее может свидетельствовать о наличии когнитивных нарушений альцгеймеровского типа.
|
Пояснения: Тест является высокоинформативным инструментом диагностики амнестических когнитивных нарушений. В то же время у пациентов с недементными КР или легкой степенью деменции более чувствительным может быть проведение исследования мнестической функции по аналогичной методике с использованием списка из 12 слов.
|