Оригинальное название: Free and Cued Selective Reminding Test - Immediate Recall (FCSRT-IR)
|
Источник:
Grober E. et al. Screening for dementia by memory testing. Neurology. 1988; 38(6): с. 900 - 903.
Ivnik R.J., Smith G.E., Lucas J.A. et al. Free and cued selective reminding test: MOANS norms. J Clin Exp Neuropsychol. 1997; 19(5): с. 676 - 691.
|
Тип: шкала оценки
|
Назначение: диагностика нарушений памяти, в том числе амнестического синдрома "гиппокампального" (альцгеймеровского) типа.
|
Содержание:
|
Подсказка по категории
|
Слово
|
КО
|
НВП
|
попытка 1
|
попытка 2
|
попытка 3
|
Инструмент
|
Молоток
|
|
|
|
|
|
Город
|
Рим
|
|
|
|
|
|
Преступление
|
Кража
|
|
|
|
|
|
Имя девочки
|
Вера
|
|
|
|
|
|
Металл
|
Медь
|
|
|
|
|
|
Цветок
|
Гвоздика
|
|
|
|
|
|
Родственник
|
Дочь
|
|
|
|
|
|
Танец
|
Фокстрот
|
|
|
|
|
|
Животное
|
Слон
|
|
|
|
|
|
Одежда
|
Куртка
|
|
|
|
|
|
Приправа
|
Корица
|
|
|
|
|
|
Мебель
|
Кровать
|
|
|
|
|
|
Музыкальный инструмент
|
Флейта
|
|
|
|
|
|
Часть тела
|
Мизинец
|
|
|
|
|
|
Овощ
|
Свекла
|
|
|
|
|
|
Духовный сан
|
Священник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свободное воспроизведение
|
|
|
|
Воспроизведение с подсказкой
|
|
|
|
Суммарное воспроизведение
|
|
|
|
Инструкция:
|
Вступление:
|
Скажите пациенту: "Вы должны запомнить 16 слов. Все слова относятся к разным категориям. Чтобы помочь вам запомнить слова, я дам вам подсказки по категориям и попрошу вас сказать мне, к какому слову относится каждая подсказка. Затем вы назовете мне все слова, которые сможете запомнить, в любом порядке. После того как вы назовете слова, которые вам удалось запомнить, я дам вам подсказки по категориям, чтобы вы могли вспомнить больше слов. Затем я назову вам все слова, которые вы не смогли воспроизвести, чтобы помочь вам запомнить больше слов в ходе следующей попытки. У вас будет 3 попытки для того, чтобы запомнить слова".
|
Контролируемое обучение:
|
Испытуемому предлагается карточка с 4 хорошо узнаваемыми графическими изображениями. Скажите пациенту: "На каждой карточке находятся 4 изображения/слова. Сейчас я прочитаю вам подсказки. Вам следует указать на изображение/слово, к которому относится каждая подсказка, и назвать его вслух/прочитать". Медленно по порядку прочитайте подсказки с контрольного листа. Дайте пациенту достаточно времени, чтобы указать на каждое изображение/слово и назвать его. Повторяйте эту процедуру контролируемого обучения до тех пор, пока все 4 изображения/слова на первой карточке не будут названы правильно. После того как пациент назовет все 4 слова, соответствующих представленным изображениям, уберите карточку с изображениями.
|
Непосредственное воспроизведение с подсказкой:
|
После этого проводится процедура непосредственного воспроизведения с подсказками. Скажите пациенту: "Когда я назову подсказку по категории, скажите мне, к какому из слов эта подсказка по категории относится". Повторите процедуру непосредственного воспроизведения с подсказкой для всех 4 слов из представленной ранее карточки. Если пациент не может вспомнить слово в ходе процедуры непосредственного воспроизведения с подсказкой, напомните ему/ей это слово: например, "Это животное было слон... Какое это было животное?" Затем, прежде чем перейти к следующей карточке, покажите пациенту предыдущую с пропущенным словом, чтобы пациент назвал его, когда вы назовете подсказку по категории.
Продолжайте проведение процедуры контролируемого обучения с оставшимися тремя карточками с изображениями до тех пор, пока пациент не назовет все 16 слов при получении соответствующих подсказок по категории и не вспомнит все 16 слов в ходе непосредственного воспроизведения с подсказкой.
|
Отсроченное воспроизведение (попытка 1):
|
Чтобы проверить извлечение информации из долговременной памяти, не допуская повторения и воспроизведения из кратковременной памяти, необходима интерференция. В качестве интерференции следует использовать счет в обратном порядке. Сразу же после усвоения слов, попросите пациента: "от 97 отнимите 3 и назовите мне ответ, далее от полученного числа отнимите еще раз 3 и так далее, называйте мне только ответы". Пациент должен считать в обратном порядке в течение 20 секунд. Если пациент не может считать в обратном порядке, вычитая по 3, попросите его/ее считать в обратном порядке, вычитая 2 или 1. Интерференция посредством счета в обратном порядке делается перед всеми попытками воспроизведения.
|
Свободное воспроизведение:
|
Чтобы проверить свободное воспроизведение, попросите пациента: "Назовите мне все слова, которые вы можете вспомнить, в любом порядке". Дайте пациенту 90 секунд для свободного воспроизведения всех слов. Остановите процесс, если в течение 15 секунд пациент не может вспомнить больше ни одного слова. Запишите результаты свободного воспроизведения для попытки 1 на листке с ответами, поставив "С" для каждого слова, воспроизведенного самостоятельно.
|
Воспроизведение с подсказкой:
|
Далее оценивается воспроизведение с подсказкой любых слов, которые не были воспроизведены при свободном вспоминании. Для каждого слова, не названного при свободном воспроизведении, прочитайте пациенту соответствующую подсказку по категории в порядке, соответствующем контрольному листку, и попросите испытуемого вспомнить слова, выученные с подсказкой: например, "Какое это было животное?" Протестируйте воспроизведение с подсказкой только для слов, не воспроизведенных при этой попытке в ходе свободного воспроизведения. Дайте пациенту до 10 секунд для воспроизведения с подсказкой каждого проверяемого слова. Запишите результаты воспроизведения с подсказкой для попытки 1, поставив "П" для каждого слова, названного при воспроизведении с подсказкой. Запишите слова, названные неправильно, поставив "Н".
|
Выборочное напоминание:
|
Если пациент не может воспроизвести слово при воспроизведении с подсказкой, напомните ему/ей это слово: например, "Это животное было слон... Какое это было животное?" Делайте выборочное напоминание сразу после неудачной попытки воспроизведения данного слова с подсказкой, а после переходите к воспроизведению с подсказкой следующего слова. Делайте выборочное напоминание, только если и свободное воспроизведение и воспроизведение с подсказкой не дали результатов или воспроизведение слова было ошибочным. Не делайте выборочное напоминание, если свободное воспроизведение или воспроизведение с подсказкой оказались успешными. Делайте выборочное напоминание только при попытке 1 и попытке 2. Не делайте выборочное напоминание при попытке 3.
|
Попытка 2:
|
Перед тем как начать попытку 2, используйте счет в обратном порядке в качестве интерференции. После проведения попытки 1, попросите испытуемого: "от 96 отнимите 3 и назовите мне ответ, далее от полученного числа отнимайте 3 и т.д., называйте мне только ответы". Затем протестируйте свободное воспроизведение и воспроизведение с подсказкой в соответствии с инструкциями, приведенными выше. Если воспроизведение с подсказкой не дало желаемых результатов, проведите процедуру выборочного напоминания в соответствии с инструкциями, приведенными выше.
|
Попытка 3:
|
Перед тем как начать попытку 3, используйте счет в обратном порядке в качестве интерференции. После проведения попытки 2, попросите пациента: "от 95 отнимите 3 и назовите мне ответ, далее от полученного числа отнимайте 3 и т.д., называйте мне только ответы". Затем протестируйте свободное воспроизведение и воспроизведение с подсказкой в соответствии с инструкциями, приведенными выше. Не делайте выборочное напоминание при попытке 3.
|
Регистрация ответов испытуемого:
|
На этапах контролируемого обучения (КО) и непосредственного воспроизведения с подсказкой (НВП) регистрируйте ответы испытуемого, поставив "X" для каждого слова, правильно воспроизведенного при первой попытке и "-" для каждого неправильного ответа (включая отсутствие ответа). Каждое самостоятельно названное слово при свободном воспроизведении обозначается на контрольном листке буквой "С". Каждое слово, названное по подсказке при воспроизведении с подсказками, обозначается на контрольном листке буквой "П". При отсутствии правильного ответа в соответствующей клетке ставится "0".
|
Интерпретация результатов:
|
Тест дает два основных показателя памяти и обучения: Свободное воспроизведение и суммарное воспроизведение. Суммарное воспроизведение рассчитывают как сумму всех правильных ответов, названных самостоятельно и по подсказке с учетом всех 3 попыток.
1. Свободное воспроизведение: сумма всех слов, названных самостоятельно правильно в каждой из трех попыток (1 + 2 + 3).
2. Воспроизведение с подсказкой: сумма всех слов, названных по подсказке в каждой из трех попыток (1 + 2 + 3).
3. Итоговое воспроизведение: сумма баллов свободного воспроизведения и воспроизведения с подсказкой.
Максимальное число баллов при итоговом воспроизведении составляет 48.
Пороговое значение величины свободного воспроизведения, позволяющего с максимальной чувствительностью (80,8%) и специфичностью (78,4%) предсказать развитие деменции в ближайшие 2 года у пациентов с УКР составляет 27 баллов [Derby 2013].
|
Пояснения:
|
За счет предварительного заучивания вербального материала и семантических подсказок при воспроизведении, FCSRT-IR позволяет достаточно точно дифференцировать амнестические нарушения гиппокампального типа от вторичных расстройств памяти вследствие нейродинамических нарушений.
Тест вошел в клинические рекомендации Национального института здоровья в 2011 г. в качестве обязательного инструмента - нейропсихологического биомаркера для диагностики продромальной болезни Альцгеймера.
|