Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗ ЛИКВИДНОСТИ

В 2019 - 2020 годах в банковском секторе сохранялся структурный профицит ликвидности. Это означает, что на корсчетах банков был сформирован запас средств, который превышал объем, необходимый им для выполнения обязательных резервных требований и проведения клиентских платежей. Поэтому Банк России, как и ранее, проводил депозитные аукционы и размещал купонные облигации.

В 2019 году профицит ликвидности изменялся в диапазоне от 2,3 до 4,2 трлн рублей и к концу года составил 2,8 трлн рублей. Это ниже прогноза Банка России в размере 3,6 - 3,9 трлн рублей, представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. Основным фактором отклонения был меньший, чем ожидалось, приток ликвидности по бюджетному каналу в декабре 2019 года. Прогноз Банка России предполагал, что в том случае, если часть запланированных на 2019 год бюджетных расходов будет перенесена на 2020 год и последующие годы, Федеральное казначейство сможет увеличить объем средств, предлагаемых к размещению на депозиты в банках. Однако за декабрь задолженность кредитных организаций по этим операциям уменьшилась почти в два раза, при этом увеличение бюджетных расходов по сравнению с прошлым годом было умеренным.

Еще одним фактором отклонения фактического уровня профицита от прогнозного было несколько запаздывающее выполнение банками усреднения обязательных резервов и ожидания снижения ключевой ставки в декабре 2019 года. В результате остатки средств на корсчетах банков на конец года составили 2,6 трлн рублей, что выше прогноза Банка России в 2,3 трлн рублей. При этом в среднем за декабрьский период усреднения обязательных резервов структурный профицит ликвидности составил 3 трлн рублей. Среднее значение в данном случае позволяет более объективно оценить влияние долгосрочных факторов, в частности бюджетных операций, на ликвидность банковского сектора и снизить эффект от временных стратегий отдельных кредитных организаций по управлению остатками на корсчетах.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

(накопленным итогом, трлн руб.)

Рис. 4.2

00000017.png

--------------------------------

<*> С учетом купонных выплат.

<**> Валютные интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке не проводились с 28.07.2015.

<***> Без учета операций по депозитам, репо и своп Федерального казначейства, операций Федерального казначейства по размещению средств на банковских счетах в кредитных организациях и операций Минфина России с ОФЗ, включая операции Минфина России по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, расчеты по операциям Банка России "валютный своп" по продаже долларов США за рубли и прочие операции.

Источник: Банк России.

В 2020 году значительное влияние на динамику факторов формирования ликвидности оказало введение ограничительных мер в связи с распространением пандемии. После сезонного притока средств в банки в январе-феврале в результате возврата наличных денег после новогодних праздников и роста объема размещения Федеральным казначейством бюджетных средств в банках профицит ликвидности увеличился. Однако с середины марта приток средств в банковский сектор сменился их оттоком. Так, незадолго до объявления нерабочих дней как физические лица, так и предприятия начали предъявлять повышенный спрос на наличные деньги, что привело к оттоку ликвидности из банковского сектора. Кроме того, снизился объем поступлений наличных денег в банки от инкассации выручки предприятий розничной торговли. Поскольку в апреле - июне это сокращение было более значительным, чем падение оборота розничной торговли, можно предположить, что часть расчетов за товары и услуги перешла из безналичной формы в наличную. В июле - первой половине октября рост объема наличных денег в обращении значительно замедлился, однако по-прежнему превышал объем эмиссии за аналогичные периоды прошлых лет.

Отток ликвидности за счет наличных денег частично был компенсирован ростом бюджетных расходов, которые в апреле - июне существенно увеличились. В основном это было связано с операциями по счетам внебюджетных фондов - выплатами населению, в том числе семьям, имеющим детей, и расходами на медицинскую помощь. При этом снижение цен на нефть марки Urals привело к уменьшению нефтегазовых доходов бюджета, но сокращение оттока ликвидности по этой причине было компенсировано операциями Минфина России по продаже валюты на внутреннем валютном рынке. Кроме того, в II квартале в результате замедления экономической активности и введения ряда налоговых послаблений сократились поступления от основных ненефтегазовых налогов. В июле - сентябре налоговые поступления в бюджет начали постепенно восстанавливаться, а бюджетные расходы снизились.

Превышение расходов расширенного правительства над его доходами было профинансировано в основном за счет снижения остатков средств федерального бюджета и местных органов власти в Банке России, а также ростом внутренних заимствований Минфина России. При этом Федеральное казначейство после получения дохода Банка России от реализации пакета акций ПАО Сбербанк, напротив, смогло увеличить объем размещения депозитов в банках, однако сократило срочность своих операций для сохранения возможностей по оперативному финансированию растущих расходов.

Увеличению потребности банков в ликвидности также способствовал рост величины обязательных резервов, которые банки должны поддерживать в Банке России, в результате валютной переоценки обязательств кредитных организаций в апреле-мае и августе-сентябре. По мере коррекции обменного курса рубля постепенно происходили их обратная переоценка и снижение потребности в ликвидности.

В результате действия указанных факторов за январь - сентябрь профицит ликвидности снизился с 2,8 до 1,4 трлн рублей. Ожидается, что восстановление экономической деятельности будет способствовать возвращению спроса на наличные деньги к уровням, которые были до пандемии. Соответственно, объем наличных денег в обращении станет постепенно сокращаться, но этот процесс будет смещен на 2021 год. В дезинфляционном и рисковом сценариях при возможном ухудшении эпидемиологической ситуации на прогнозном горизонте не ожидается возврата наличных денег в банки. В 2022 - 2023 годах динамика наличных денег постепенно приблизится к традиционной траектории, и их объем будет расти в соответствии с динамикой номинального ВВП. При этом значимое сдерживающее влияние на динамику данного показателя, как и ранее, будет оказывать расширение практики использования безналичных расчетов.

Действие бюджетного правила, а также проведение планируемых Банком России в IV квартале 2020 года продаж иностранной валюты в дополнение к стандартным операциям в рамках бюджетного правила <3> будут частично компенсировать ожидаемый приток ликвидности по бюджетному каналу.

--------------------------------

<3> Нетто-объем указанных дополнительных продаж иностранной валюты составит 185 млрд рублей, что соответствует взаимозачету объема продаж иностранной валюты, связанных со сделкой с пакетом акций ПАО Сбербанк, с объемами покупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила, отложенных в 2018 году и марте-апреле 2020 года, а также с объемом осуществленных в марте-апреле упреждающих продаж иностранной валюты в рамках бюджетного правила. Дополнительно с 26 октября 2020 года Банк России приступил к продаже валюты на внутреннем рынке в объеме 50 млрд рублей в рамках сделки с акциями ПАО "Аэрофлот".

К концу 2020 года, по оценкам Банка России, профицит ликвидности составит 1,0 - 1,4 трлн рублей. В дальнейшем на трехлетнем горизонте возможно снижение профицита ликвидности. Так, профицит ликвидности банковского сектора к концу 2023 года в базовом сценарии составит 0,3 трлн рублей, в рисковом сценарии возможен переход к дефициту ликвидности в размере 0,3 трлн рублей. Эти оценки рассчитаны исходя из основных параметров макроэкономического прогноза Банка России и с учетом бюджетных проектировок Минфина России (подробнее см. раздел 2.2 "Сценарии развития российской экономики в 2021 - 2023 годах"). Банк России и далее будет абсорбировать избыточные средства с помощью депозитных аукционов и размещения купонных облигаций Банка России. Это позволит поддерживать ставки овернайт около уровня ключевой ставки и формировать денежно-кредитные условия, необходимые для поддержания годовой инфляции вблизи 4%.