II. Порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения

II. Порядок переадресовки перевозимых грузов,

порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя

и (или) железнодорожной станции назначения

19. Переадресовка осуществляется перевозчиком в отношении перевозимых грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции (далее - станция) назначения, по заявлению в письменной форме грузоотправителя, грузополучателя, отправителя порожнего грузового вагона (вагонов), не принадлежащего перевозчику (далее - заявитель переадресовки), если иная форма не предусмотрена соглашением сторон.

20. Заявитель переадресовки до направления перевозчику заявления о переадресовке груза, порожнего вагона (вагонов) получает согласие нового грузополучателя на прием переадресовываемого груза и нового отправителя на прием переадресовываемого порожнего вагона (вагонов).

Владелец порожнего вагона (вагонов), не являющийся его (их) отправителем, вправе подать перевозчику заявление о переадресовке вагона (вагонов), если переадресовка осуществляется с оформлением новых перевозочных документов.

21. Переадресовка груза, порожнего вагона (вагонов) осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры), если в пределах принадлежащих им инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) предполагается переадресовка или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции, порт, предусмотренные маршрутом следования груза, собственного порожнего вагона (вагонов).

22. В заявлении о переадресовке груза заявитель переадресовки указывает:

наименование перевозчика;

номер вагона, контейнера в груженом или порожнем состоянии;

номер транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная), предусмотренной Едиными формами перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 19 июня 2019 г. N 191 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55834) <4> (далее - Единые формы перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом);

--------------------------------

<4> Статья 25 Устава.

наименование груза, массу груза (для опасных грузов - номера Организации Объединенных Наций и аварийной карточки) <5>;

--------------------------------

<5> Пункт 1.3.2 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств от 5 апреля 1996 г. (Вестник Совета по железнодорожному транспорту N 1, г. Москва, 1997 г.; Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993, N 1, С. 25) (вступило в силу 14 февраля 1992 г.); Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Протоколом заседания Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.sovetgt.org/index.php?link=12) (далее - Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам).

для негабаритных грузов - индекс негабаритности, предусмотренный Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики N ДЧ-1835, утвержденной Протоколом тридцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств от 19 октября 2001 г. (далее - Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов) <6>;

--------------------------------

<6> Вестник Совета по железнодорожному транспорту N 9, 2002; Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993, N 1, С. 25) (вступило в силу 14 февраля 1992 г.); Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Протоколом заседания Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.sovetgt.org/index.php?link=12).

наименование грузоотправителя, а в случае, если грузоотправителем является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (далее - ОКПО);

наименование станции отправления и код единой сетевой разметки станции (далее - код станции) <7>;

--------------------------------

<7> Абзац 21 пункта 10 Правил эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный N 19627) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 12 августа 2011 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2011 г., регистрационный N 21758), от 4 июня 2012 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г., регистрационный N 24735), от 13 июня 2012 г. N 164 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2012 г., регистрационный N 24613), от 30 марта 2015 г. N 57 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37020), от 9 ноября 2015 г. N 330 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2015 г., регистрационный N 39978), от 25 декабря 2015 г. N 382 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., регистрационный N 40409), от 3 июня 2016 г. N 145 (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2016 г., регистрационный N 42676), от 1 сентября 2016 г. N 257 (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2016 г., регистрационный N 44248), от 30 января 2018 г. N 36 (зарегистрирован Минюстом 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50716), от 9 февраля 2018 г. N 54 (зарегистрирован Минюстом России 3 мая 2018 г., регистрационный N 50958), от 5 октября 2018 г. N 349 (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2018 г., регистрационный N 52897), от 25 декабря 2018 г. N 472 (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2019 г., регистрационный N 55235).

наименование первоначального грузополучателя (получателя), а в случае, если грузополучателем является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;

наименование станции и код станции первоначального назначения;

наименование и код станции нового назначения, открытой для выполнения соответствующих грузовых операций, либо наименование станции и номер соответствующего соглашения между перевозчиком и грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в случае, если станции не открыты полностью или частично для выполнения грузовых операций;

наименование нового грузополучателя, а в случае, если грузополучателем (получателем) является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;

информация о согласии нового грузополучателя на прием переадресовываемого груза и нового отправителя на прием переадресовываемого порожнего вагона (вагонов).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или при наличии соглашения между перевозчиком и заявителем переадресовки, заявление о переадресовке груза или порожнего вагона (вагонов) может быть составлено в электронной форме.

23. В заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) заявитель переадресовки указывает:

наименование перевозчика;

номер вагона (номера вагонов);

номер накладной;

наименование отправителя, а в случае, если отправителем является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;

наименование станции отправления и код станции при переадресовке в пути следования (указывается по желанию заявителя переадресовки);

наименование первоначального получателя, а в случае, если первоначальный получатель является резидентом Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;

наименование станции первоначального назначения и код станции;

наименование и код станции нового назначения, открытой для выполнения соответствующих грузовых операций, либо наименование станции и номер соответствующего соглашения между перевозчиком и отправителем (получателем) в случае, если станции не открыты полностью или частично для выполнения грузовых операций;

наименование нового получателя, а в случае, если новым получателем является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;

номер согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов на новой станции назначении при следовании собственного порожнего вагона под погрузку;

сведения о направлении вагона (вагонов) в ремонт, включая сведения о номере и дате договора о направлении вагона в ремонт;

сведения о направлении вагона (вагонов) на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку, включая сведения о номере и дате договора о направлении вагона на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку;

сведения о направлении вагона (вагонов) для временного размещения на железнодорожных путях общего пользования, включая сведения о номере и дате договора на временное размещение вагона (вагонов) на железнодорожных путях общего пользования;

сведения о направлении вагона (вагонов) для временного размещения на железнодорожном пути необщего пользования, включая сведения о номере и дате договора на временное размещение вагона (вагонов) на железнодорожном пути необщего пользования, а также о согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования на временное размещение вагона (вагонов).

В заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) допускается указание заявителем переадресовки наименования и кода станции переадресовки.

24. При направлении порожнего вагона (вагонов) в ремонт или на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку к заявлению о переадресовке прилагается документ о согласии получателя на прием порожнего вагона (вагонов) или о таком согласии им делается отметка в заявлении о переадресовке.

25. При направлении порожнего вагона (вагонов) для временного размещения на железнодорожных путях общего пользования порожнего вагона (вагонов) в заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) указываются данные о дате и номере (при наличии) договора с владельцем инфраструктуры, предусматривающим такое размещение. Отметка владельца инфраструктуры о согласии на прием порожнего вагона (вагонов) проставляется владельцем инфраструктуры на заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) одновременно с отметкой о согласовании заявления на переадресовку порожнего вагона (вагонов).

Направление порожнего вагона (вагонов) на станцию назначения для путях необщего пользования осуществляется при наличии соглашения о временном размещении вагона (вагонов) на железнодорожных путях необщего пользования, между владельцем вагона и владельцем, пользователем железнодорожного пути необщего пользования, или документа о согласии владельца, пользователя железнодорожного пути необщего пользования на прием порожнего вагона (вагонов).

26. Перевозчик регистрирует заявление о переадресовке в день его поступления и в срок, не превышающий двадцати четырех часов со времени регистрации заявления о переадресовке, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструктуры. Согласование заявления о переадресовке с владельцем инфраструктуры не требуется, если перевозчик является владельцем инфраструктуры.

По итогам рассмотрения заявления о переадресовке груза или порожнего вагона (вагонов) перевозчик принимает решение об осуществлении переадресовки (далее - решение о переадресовке) либо об отказе в ее осуществлении в случае отсутствия возможности осуществления такой переадресовки в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления.

При переадресовке груза или порожнего вагона (вагонов) в пути следования заявитель переадресовки в течение одного рабочего дня информирует о переадресовке грузоотправителя или отправителя порожнего вагона (вагонов), если они не являются заявителями переадресовки груза или порожнего вагона (вагонов), а также информирует ведомственную охрану федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (далее - ведомственная охрана), если груз подлежит обязательному сменному сопровождению в пути следования.

27. В пути следования переадресовка груза и порожнего вагона (вагонов) осуществляется по первоначальным перевозочным документам.

28. На станции назначения переадресовка груза осуществляется по новым перевозочным документам, за исключением переадресовки по первоначальным перевозочным документам:

негабаритных и тяжеловесных грузов;

грузов при отсутствии на станции назначения грузополучателя, указанного в накладной;

грузов, следующих на экспорт, в непрямом международном сообщении через российские порты;

грузов, перевозимых в непрямом международном сообщении из российских портов;

грузов, если первоначальные перевозочные документы не раскредитованы, в том числе при изменении грузополучателя (получателя) в пределах станции назначения;

грузов, перевозимых в соответствии с международными перевозочными документами.

29. Переадресовка груза на станции назначения после раскредитования первоначальных перевозочных документов осуществляется по новым перевозочным документам.

30. Перевозчик имеет право переадресовать в пути следования отдельные порожние вагоны, следующие в составе групповой или маршрутной отправки, в составе отправительского маршрута, в соответствии с настоящей главой, при указании заявителем переадресовки в заявлении о переадресовке причины такой переадресовки.

Заявитель переадресовки обязан уведомить, посредством любых доступных средств связи, о такой переадресовке первоначального получателя порожнего вагона (вагонов).

При переадресовке отдельного порожнего вагона (вагонов), следующего в составе групповой или маршрутной отправки, сведения о переадресовываемом вагоне (вагонах) перевозчиком из накладной вычеркиваются с указанием в ней сведений о переадресовке, предусмотренных пунктом 213 настоящих Правил.

О внесении в накладную указанных изменений составляется акт общей формы в соответствии с главой III настоящих Правил. Акт общей формы составляется и подписывается перевозчиком в двух экземплярах, один из которых остается на станции переадресовки, а другой прилагается к первоначальной накладной для выдачи получателю, указанному в этой накладной.

На переадресовываемый порожний вагон (вагоны) заявителем переадресовки составляется накладная от станции переадресовки (станция отправления) до станции нового назначения в соответствии с решением перевозчика о переадресовке.

Прибывшие на станцию назначения по накладной собственные порожние вагоны, принятые к перевозке в составе групповой или маршрутной отправки, в том числе в составе отправительского маршрута, от которых был отцеплен и переадресован порожний вагон (вагоны), учитываются перевозчиком как прибывшие на станцию назначения в составе групповой или повагонной отправки, в зависимости от фактического количества прибывших вагонов, если иное не предусмотрено соглашением между заявителем переадресовки и перевозчиком.

31. Переадресовка порожних вагонов в составе отправительского маршрута, допускается без изменения веса и длины отправительского маршрута, указанных в первоначальной накладной.

32. Переадресовка груза по новой накладной с установленными на вагонах исправными запорно-пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ) грузоотправителя (отправителя), указанного в первоначальной накладной, осуществляется без снятия ЗПУ.

Заявитель переадресовки груза вправе направить перевозчику заявление о переадресовке груза со снятым ЗПУ первоначального грузоотправителя и установлением новых ЗПУ, сведения о которых указываются в новой накладной в соответствии с главой IV настоящих Правил.

Переадресовка порожнего вагона (вагонов) осуществляется без снятия ЗПУ отправителя, указанного в первоначальной накладной.

Переадресовка груза с установленными на вагоне неисправными ЗПУ не допускается.

33. Переадресовка группы вагонов, состоящей из вагона-дизель-электростанции и порожних вагонов, рефрижераторных секций, в том числе вагона-дизель-электростанции, осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы.

34. При отцепке порожнего вагона (вагонов) по причине технической неисправности или по технологическим причинам от групповой (маршрутной) отправки в пути следования, перевозчиком на станции отцепки составляется досылочная дорожная ведомость, по форме дорожной ведомости, утвержденной Едиными формами перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Переадресовка технически неисправного порожнего вагона (вагонов) осуществляется только после устранения технической неисправности.

При согласовании переадресовки заявитель переадресовки предоставляет перевозчику новую накладную, заполненную в соответствии с главой IV настоящих Правил. При этом наименование станции отправления, указанной в накладной, должно совпадать с наименованием станции переадресовки.

После согласования перевозчиком заявления о переадресовке перевозчиком в досылочную дорожную ведомость вносятся следующие сведения:

номер вагона;

наименование станции, на которой выдан вагон;

дата выдачи вагона на станции;

номер и дата решения о переадресовке;

должность и фамилия, имя, отчество (при наличии) лица представителя перевозчика, подписавшего решение о переадресовке.

Досылочная дорожная ведомость с отметками о получении порожнего вагона (вагонов) остается у перевозчика.

Раскредитование перевозочных документов по основной отправке осуществляется на станции ее назначения в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 29 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4772) (далее - Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте) <8>, без составления коммерческого акта.

--------------------------------

<8> С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).

Информация о переадресовке отцепленного от основной отправки порожнего вагона передается перевозчиком посредством любых доступных средств связи со станции переадресовки на станцию назначения основной отправки в день принятия перевозчиком решения о переадресовке.

При получении на станции назначения информации о переадресовке порожнего вагона, отцепленного от групповой (маршрутной) отправки, при которой перевозочные документы на основную отправку не раскредитованы, перевозчик вносит в них сведения о переадресовке.

При переадресовке отцепленного порожнего вагона (вагонов) до раскредитования перевозочных документов, перевозчиком производится перерасчет провозной платы отдельно по фактически прибывшим и переадресованным отцепленным порожним вагонам. Коммерческий акт в указанном случае не составляется.

После переадресовки отцепленного от основной отправки собственного порожнего вагона (вагонов) расчеты за перевозку отцепленного порожнего вагона (вагонов) осуществляются по новым перевозочным документам, при этом фактически прибывшие на станцию назначения по основной накладной порожние вагоны, предъявленные к перевозке в составе групповой или маршрутной отправок, в том числе в составе отправительского маршрута, от которой в пути следования был отцеплен вагон (вагоны), учитываются перевозчиком как прибывшие:

групповой или маршрутной отправками, в соответствии с количеством вагонов, принятых к перевозке на станции отправления, если отцепка произведена по причинам, зависящим от перевозчика;

групповой или повагонной отправками в зависимости от количества фактически прибывших по основной накладной вагонов, если отцепка вагона (вагонов) произведена по причинам, не зависящим от перевозчика.

Порожний вагон (вагоны), следующий в составе групповой (маршрутной) отправки, от которой по причине технической неисправности или технологическим причинам был отцеплен порожний вагон (вагоны), не принадлежащий перевозчику, может быть переадресован в пути следования в соответствии с настоящей главой.

35. Переадресовка технически непригодного и (или) непригодного в коммерческом отношении для перевозки груза вагона (вагонов) осуществляется только после приведения такого вагона (вагонов) в технически пригодное состояние и (или) в состояние, пригодное в коммерческом отношении для перевозки груза.

36. Оформление перевозочных документов при переадресовке груза и порожнего вагона (вагонов) осуществляется в соответствии с главой IV настоящих Правил.

37. Информирование получателя, указанного в первоначальной накладной, о переадресовке порожнего вагона (вагонов), в том числе отцепленного от групповой (маршрутной) отправки, осуществляет заявитель переадресовки порожнего вагона (вагона), если иной порядок информирования получателя о такой переадресовке не предусмотрен соглашением между заявителем переадресовки и перевозчиком.

38. Исчисление сроков доставки грузов, порожнего вагона (вагонов) при их переадресовке осуществляется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2016 г., регистрационный N 41393) <9> (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов).

--------------------------------

<9> С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 28 декабря 2017 г. N 543 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2018 г., регистрационный N 50411).

39. В перевозочные документы вносятся сведения о кратчайшем расстоянии перевозок переадресовываемых груза и порожнего вагона (вагонов), следовавших, в том числе, в составе групповой или маршрутной отправок, которое определяется отдельно от станции отправления до станции переадресовки и от станции переадресовки до станции нового назначения, за исключением случаев, установленных настоящей главой.

40. Сведения о кратчайшем расстоянии перевозок переадресовываемых груза и порожнего вагона (вагонов), следующих повагонной отправкой, после проведения текущего отцепочного ремонта по технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, вносятся в перевозочные документы на станции нового назначения, при этом кратчайшее расстояние определяется отдельно от станции отправления до станции отцепки, от станции отцепки до станции текущего отцепочного ремонта, от станции текущего отцепочного ремонта до станции переадресовки и от станции переадресовки до станции нового назначения.

41. При наличии в пути следования нескольких переадресовок груза, порожнего вагона (вагонов) в перевозочных документах при расчете кратчайшего расстояния перевозки груза, порожнего вагона (вагонов) учитывается каждая станция переадресовки отдельно.

42. При переадресовке порожнего вагона (вагонов), отцепленного от основной групповой или маршрутной отправки для проведения текущего отцепочного ремонта, кратчайшее расстояние перевозки порожнего вагона (вагонов) рассчитывается:

от станции отправления до станции переадресовки для порожнего вагона (вагонов), отцепленного (отцепленных) в пути следования по причине технической неисправности или по технологическим причинам, зависящим от перевозчика;

отдельно от станции отправления до станции отцепки, от станции отцепки до станции ремонта и от станции ремонта до станции переадресовки для порожнего вагона (вагонов), отцепленного (отцепленных) по причине технической неисправности, не зависящей от перевозчика.