См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Таблица 4.4.2. Расходы бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2019 - 2023 гг.

Таблица 4.4.2. Расходы бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2019 - 2023 гг. <*>

млрд рублей

Показатель

2019

2020 <**>

2021

2022

2023

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

Всего

37 327

33,9

42 585

39,8

42 570

36,8

43 611

35,1

46 506

35,0

из них:

Общегосударственные вопросы

2 320

2,1

3 884

3,6

2 576

2,2

2 468

2,0

2 662

2,0

Национальная оборона

2 999

2,7

3 310

3,1

3 114

2,7

3 231

2,6

3 258

2,5

Нацбезопасность и правоохрана

2 234

2,0

2 508

2,3

2 610

2,3

2 565

2,1

2 707

2,0

Национальная экономика

5 172

4,7

5 598

5,2

5 928

5,1

5 780

4,7

6 072

4,6

ЖКХ

1 575

1,4

1 697

1,6

1 665

1,4

1 693

1,4

1 869

1,4

Охрана окружающей среды

250

0,2

356

0,3

391

0,3

416

0,3

443

0,3

Образование

4 050

3,7

4 270

4,0

4 465

3,9

4 573

3,7

4 788

3,6

Культура, кинематография

588

0,5

617

0,6

625

0,5

638

0,5

662

0,5

Здравоохранение

3 805

3,5

4 394

4,1

4 428

3,8

4 591

3,7

4 748

3,6

Социальная политика

12 966

11,8

14 420

13,5

14 822

12,8

15 090

12,1

15 841

11,9

Физкультура и спорт

375

0,3

370

0,3

371

0,3

381

0,3

383

0,3

СМИ

156

0,1

154

0,1

155

0,1

155

0,1

155

0,1

Обслуживание госдолга

835

0,8

1 007

0,9

1 318

1,1

1 483

1,2

1 734

1,3

Условно утвержденные расходы

-

-

-

-

-

-

547,1

0,4

1 184

0,9

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

<**> Оценка с учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2020 г.

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2021 - 2023 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающей переход от фазы восстановления экономики и доходов граждан к повышению потенциала развития экономики и достижению национальных целей развития.

Бюджетные параметры предусматривают финансирование дополнительных расходов, связанных с временной поддержкой граждан, отраслей и экономики в период восстановления после пандемии (2020 - 2021 гг.) с постепенной нормализацией бюджетной политики и выходом на соблюдение "бюджетных правил" к 2022 году.

Формирование бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики в период восстановления, а с другой стороны, будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.

За счет мер налоговой политики предусматривается перераспределение налоговой нагрузки: маневр по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти, повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых и снижения степени регрессивности в налогообложении доходов, а также формирование благоприятных условий для развития перспективных отраслей (информационные технологии, нефтегазохимия и иные).

Формирование структуры расходов федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию. Особенный приоритет акцентирован на мерах по снижению бедности.

На достижение национальных целей развития ориентированы как национальные проекты, так и мероприятия государственных программ, инвентаризация которых должна быть осуществлена с учетом актуализации Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Совершенствование проектных принципов управления, расширение охвата обзоров бюджетных расходов, совершенствование системы государственных закупок, а также полноценное внедрение концепции налоговых расходов с оценкой их эффективности будут ключевыми мерами операционной эффективности для повышения вклада мер государственной поддержки в достижение национальных целей развития.

Неотъемлемым условием эффективной реализации, обозначенной бюджетной политики, является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.